Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Карьеристское

С каким-то даже удивлением узнал, что есть люди, всерьёз полагающие, что для школы справедлив обычный для производства или офисного планктона принцип карьерного роста, то есть что удачливый учитель — это тот, кто сделал карьеру, "дорос" до завуча, потом до директора. Получается, что человек, всю жизнь занимавшийся любимым делим на прекрасном профессиональном уровне, всё равно неудачник в сравнении с тем, кто выбился в начальники.

Не понимаю, почему "учитель → директор" — это профессиональная лестница. И в этом моём непонимании есть три аспекта:

1) Я люблю свою работу и не хочу заниматься не своим делом. Почему я непременно хуже учителя, ставшего директором, почему я ниже? Я знаю о себе достаточно, чтобы понимать, что административная работа не для меня. При этом преподавать я люблю и, смею надеяться, умею. Однако люди, о которых я говорю, почему-то видят рост только как карьеру вида "работник → руководитель". По этой логике, плох тот директор школы, который не стал министром образования. Для меня же профессиональный рост — это мой рост от выпускника педвуза до учителя, которому доверяют, которому хотят отдать своих детей. Но с позиций примитивной вертикальной карьеры это, конечно, не рост: не стал начальником, да?

2) Чисто теоретически (ногами не бейте, да?) социальный смысл карьерного роста заключается в том ,чтобы наверху оказывались достойнейшие, от чего всем будет только хорошо. Однако все ведь знают, что это далеко не всегда так, даже чаще всего не так. Интересующихся могу отослать к принципу Питера (статья в Википедии; сама книга). Я достаточно знаю школы для того, чтобы понимать, что в большинстве случаев директор перестаёт быть учителем: у него просто не остаётся сил на полноценное преподавание. (Да, говорят, что есть исключения, так ведь они, как известно, подтверждают правило.) Иными словами, разве школа, теряющая хорошего учителя и приобретающая администратора (не факт, что хорошего), что-то выиграла?

3) А лишившиеся хорошего учителя школьники что выиграли?


Итак, какой смысл в такой вот "карьере", кроме зарплаты? Можно ли именно так расценивать успешность, или удачливость, или профессионализм учителя? По-моему, нет. Но, может быть, я глубоко заблуждаюсь? Тогда поскорее откройте мне глаза, ведь я ещё не старик, ещё успею — и, так как в моём возрасте поздно идти к директорскому креслу честным путём, я примусь лизать нужные места, подсиживать, интриговать, идти по головам, научусь саморекламе, наконец, и дорасту до начальнического кресла, устроюсь в нём и забуду все эти тетрадки и уроки как дурной сон. Может быть, до пенсии ещё успею научиться поплёвывать вниз и подмазывать верх.
Tags: личное, учительское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments