Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Про оценку качества

Кое-что из этого я уже говорил, но отчего бы и не повториться, если странная идея оценивать работу учителя и школы по количеству пятёрок и четвёрок на душу населения закрепилась как единственно верная?

Во-первых, существующая система оценки т.н. качества противоречит существующей же и никем, насколько я знаю, не критикуемой оценке качества работы ученика. Что я имею в виду?

Если ученик, начав со слабой тройки, к концу года вышел на уверенную тройку, перемежаемую четвёрками, он молодец: его и родители похвалят, и учителя. Если ученик, которому хорошо даются, скажем, точные науки, с трудом справляется с гуманитарным циклом, но взял себя в руки, напряг все силы и не позволил себе скатиться на двойку, он опять молодец. Если ученик, проболев полгода, вышел после болезни и опять-таки смог выдать уверенные тройки по основным предметам, он кто? Молодец. И можно приводить ещё много примеров, однако люди, знакомые со школьной кухней, и без того поняли, к чему это я: при нынешней оценке качества работы учителя это никого не волнует, поскольку учитывают лишь процентное соотношение троек, четвёрок и пятёрок в итоговой ведомости. А разве это справедливо?

Во-вторых, существующая система оценки качества провоцирует учителя на необоснованное завышение отметок: если за четвёрки с пятёрками платят лишнюю копеечку, а за тройки голову снимают, да ещё требуют, чтобы процент качества рос год от года, то самый очевидный путь для многих — неуклонно завышать оценки. А это, как вы сами понимаете, надеюсь, чревато тем, что школьники просто перестанут учиться: а зачем, если пятибалльную систему оценок давно превратили в двухбалльную? Ведь если добиваться от учителя неуклонного повышения процента качества, он неминуемо будет вынужден в каждом классе выйти на бестроечный итог. И получится, что пятёрка — это всё, что выше плинтуса, а четвёрка — на уровне плинтуса и ниже его. Самое же печальное в этом — обесценивание отметки. Отличники и хорошисты (настоящие) тоже ведь разные бывают. Среди них немало тех, кто в нормальной ситуации свои четвёрки и пятёрки зарабатывает немалым трудом. И как же они будут себя чувствовать, видя, как рядом с ними ту же четвёрку получает откровенный бездельник?

В-третьих, существующая система оценки качества почему-то не учитывает, что учитель не токарь, обрабатывающий на станке совершенно одинаковые заготовки. Учитель имеет дело с живыми людьми. В школу приходят очень разные дети: разные по уровню развития, по типу темперамента, по складу ума, по склонностям и по способностям разные. А их всех сажают в один класс и требуют, чтобы на выходе был одинаковый результат. Да не будет этого никогда! В условиях современного классно-урочного конвейера, как ни изобретай и ни внедряй инновационные педтехнологии, всё равно мы будем иметь дело с людьми, во-первых, разными, а во-вторых, живыми. Так как же можно ставить учителю в вину чью-то тройку или четвёрку, ежели у этой конкретной отметки могут быть тысячи причин, причём половина из них не будет зависеть ни от учителя, ни от ученика? Простите за очередное сравнение, но это всё равно что упомянутому выше токарю дать тридцать заготовок, причём две из них будут берёзовые, одна самшитовая, десять кленовых, восемь еловых, три чугунные, пять алюминиевых, одна стальная, одна латунная и одна, скажем, из ДСП. А потом потребовать от этого токаря .чтобы из всех заготовок он выточил одинаковые коленвалы. И токарь может сколько угодно объяснять, что коленвал можно выточить только из стали, что чугун не обтачивают на токарном станке, что станок для обработки металла не приспособлен для работы по дереву, что ДСП вообще не обтачивают резцом — а ему в ответ будут повторять, что если он профессионал, то сможет выточить коленвал из ДСП и из берёзы, причём за одно время и одного качества.

Что я предлагаю? Да, в общем, ничего нового, в том смысле, что это уже было не раз предложено. Я считаю, что оценить работу учителя и школы можно только в том случае, если фиксировать личный рост каждого конкретного ученика. При этом лучше всего вообще упразднить оценки и отслеживать, пардон май френч, усвоение знаний и овладевание умениями и навыками.

Нет, не беспокойтесь, я всё понимаю:
а) на это никто из тех, от кого это зависит, никогда не пойдёт;
б) если вдруг решат это внедрить, на каждого предметника и классного руководителя обрушат такой вал бумажной отчётности, что учителя взвоют и будут тосковать по прежним простым рейтингам.

Так что я не питаю иллюзий.

PS. О профессионалах: уже не новый текст и, если интересно, его экранизация. И ещё один старенький текст в тему.
Tags: учительское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments