Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Categories:

"Она сама себя высекла". Опять.

В моей френд-ленте уже появились цитаты из резолюции всероссийского съезда учителей русского языка и литературы. Весь текст можно прочитать здесь. И уже кто-то говорит, что "рад и доволен безмерно": "Читая принятую резолюцию, я впервые чувствую удовлетворение результатами работы такого рода собрания, гордость за наших преподавателей" (отсюда).

А я вот со своей обочины, читая резолюцию, что-то не чувствую удовлетворения.



Первым делом съезд предлагает...
--
1. Констатировать, что филологическое образование, изучение русского языка и литературы в школе является важнейшим и определяющим условием
  • становления личности юного человека и его социализации,
  • формирования нравственной и гражданской позиции,
  • формирования у него целостной картины мира,
  • развития его творческих и интеллектуальных способностей.
--

Филологическое образование? Не смешите меня. Достаточно вспомнить, сколько среди моих коллег ханжей, трусов, приспособленцев, карьеристов, подхалимов, бездарностей, беликовых и митрофанушек. (Я использую существительные мужского рода, но, надеюсь, все понимают, что я имею в виду не только учителей-мужчин), чтобы понять простую истину: никакое образование, в том числе филологическое, не может быть названо важнейшим и определяющим условием для всей этой прелести.

Ко второму и третьему пунктам у меня претензий нет, если не считать суконного языка, но я понимаю, что другим языком с чиновниками разговаривать нельзя:

--
2. Выразить обеспокоенность
  • снижением государственного статуса учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература» в связи с утратой ими самостоятельности в структуре обязательных учебных дисциплин в школе;
  • нежеланием разработчиков ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) учитывать мнение профессионального педагогического сообщества при принятии стратегических образовательных решений.
3. Считать недопустимым слияние в Федеральном государственном образовательном стандарте для старшей школы самостоятельных школьных предметов «Русский язык» и «Литература» в методически и дидактически немотивированное, лишенное концептуальной основы искусственное образование «Русский язык и литература», препятствующее
профессиональному решению образовательных задач на уроках в школе.
--

А вот пункт 4 уже явный, даже слишком явный маркер, особенно если не забывать про пункт первый: учителя, в сущности, хотят одного: верните всё, как оно было раньше. Конечно, без единого списка будет очень трудно обойтись, но почему никто не сказал ничего о том, каков будет объём этого списка, сколько будет свободы у учителя в выборе книг вне этого списка и т.д.? Нет ни слова! Надо только устранить "разночтения в различных федеральных нормативных документах", то есть, в сущности, вернуть прежнее единообразие. Нечего сказать, молодцы. Резолюторы.

Продолжим это в высшей степени увлекательное чтение.

Пункты 5, 6 и 8 никаких вопросов не вызывают, пожалуй, кроме одного: а где пункт 7?

Читаем дальше:

9. Подчеркнуть, что учебной дисциплине «Литература» в современной школе должен быть возвращен статус обязательного предмета, наравне с другими приоритетными дисциплинами, так как ее изучение не только
  • формирует нравственные основы личности,
  • способствует духовному самоопределению молодого человека,
  • развивает его творческие и исследовательские способности,
  • создает условия для постижения универсальных законов общечеловеческих взаимоотношений,
но и
  • знакомит подрастающее поколение с национальными общекультурными ценностями;
  • играет объединяющую структурообразующую роль в процессе формирования гражданского самосознания в многонациональном государстве;
  • способствует гармоничному сочетанию национальных и общечеловеческих ценностей.
--

Снова здорово! Про формирование нравственных основ я уж больше не стану ничего говорить. И о прочем не хочу: обычная вода, привычный пафос, даже противно.

--

10. Подчеркнуть, что обязательное изучение русской литературы, постижение ее духовной составляющей, ее связей с национальными литературами именно на этапе формирования личности молодого человека в многонациональной и многоконфессиональной России является стратегически важным, будучи одним из условий формирования
общенациональной идеи и сохранения целостности государства.


--

О как! Стратегически. Думаю, этот пункт очень похож на закидывание пробной удочки: ежели нас заметят, можем и грант президентский отхватить на разработку стратегической программы.

Читаем дальше:

--

11. Поставить вопрос о возвращении выпускному экзамену по литературе статуса обязательного при условии инновационных подходов к его проведению с учетом специфики требований для базового и профильного уровней, а также общегуманитарных и психологических задач проведения такого испытания на базовом уровне.

--

Язык сломаешь. Сразу видно: филологи писали, старались. Впрочем, следующий пункт сформулирован просто волшебно:

--

12. Выразить озабоченность снижением уровня подготовки современных выпускников по русскому языку и литературе, что, в конечном счёте, будет препятствовать их социализации, способствовать размыванию границ культурной идентичности и утрате целостности национального сознания, создаст опасность интеллектуальной, духовной и творческой деградации молодого поколения.

--

Три родительных падежа - это ведь не препятствие для словесника, правда? Но не в грамматике дело. Спохватились. Можно подумать, никто не знает, каков уровень родителей этого поколения. Как будто никто из голосовавших за эту резолюцию в школе не работает и не знает, с кем приходится иметь дело. Не смешно. Читаем дальше:

--

13. Подчеркнуть, что введение ЕГЭ и ГИА противоречит идее диверсификации среднего образования и в большинстве случаев приводит
  • к значительной степени формализации образования;
  • к исключению ряда разделов школьной программы, не проверяющихся во время ЕГЭ, из сферы внимания учителей, а следовательно, и учеников;
  • к замене систематического и сознательного изучения предусмотренных программой разделов предмета «Русский язык» формированием механических навыков для выполнения типовых заданий и составления эссе по жестким схемам ГИА и ЕГЭ;
  • к исключению из повседневной практики преподавания и контроля полученных знаний сочинения как главной формы речевой деятельности, порождающей у учащихся навыки речепорождения.
--

Чистая правда. Но формулировки! Что там три родительных - мы и тавтологией не гнушаемся: "порождающей у учащихся навыки речепорождения"! Вот скажите: кто после этого станет уважать учителей?

Пойдём дальше. Следующий пункт выглядит почти красиво:

--

14. Констатировать, что снижение качества школьной подготовки по русскому языку и литературе в целом обусловлено
  • уменьшением количества учебных часов, отведенных на изучение русского языка и литературы;
  • перегруженностью классов;
  • изменением направленности обучения, смещением акцента с общефилологической составляющей на подготовку к ЕГЭ, что сужает сферу получаемых школьником
  • знаний;
  • нерешенностью проблемы организации процесса обучения в классах с разноуровневым поликультурным составом учащихся;
  • недостаточно высоким методическим и профессиональным уровнем среднего российского учителя.
--

Почти. Если не считать стыдливого вранья ("недостаточно высоким"). То есть учителя у нас, стало быть, имеют высокий уровень подготовки, но вот недостаточно он высокий, понимаете ли. Угу.

--

15. Настаивать на необходимости увеличения часов на преподавание литературы.

--

Размечтались. Чиновники сразу спросят: за чей счёт банкет? У кого отберём часы? Никто ведь не станет увеличивать нагрузку школьников. И ни один предмет из программы не уберут, тут надеяться не на что. Стало быть, увеличить часы литературы можно только за счёт уменьшения часов на другие предметы. Так за чей счёт? Дальше война, как вы понимаете, потому что отнимать часы у математиков и естественников - преступление, изучать литературу за счёт истории и обществознания никто не даст, а физкультуру и ОБЖ не урежут, хоть тресни: там тоже решают стратегические задачи.

Пункт 16 - это чистая маниловщина. Да кто же даст возможность повышать квалификацию с отрывом от производства? Опять - за чей счёт? Пока ты квалификацию повышаешь, кто за тебя преподаёт? И с кого потом спросят, чему школьники научены? Как дети, честное слово.

Пункт 17. Да, настаивать. Ага. Повышение статуса учителя - любимая тема предвыборного трёпа. Ну, настаивайте, настаивайте. И ведь опять про духовный и нравственный облик гражданина, чтобы крепче запомнили. Повторенье - мать сами знаете чего.

Пункт 18. Чистая маниловщина, которая кончится созданием ещё двух-трёх организаций с мёртворождёнными уставами и двух-трёх сайтов со своей тусовкой, куда со стороны и соваться не стоит.

Пункт 19. Вроде как всё правильно, но язык дикий, конечно, да и кончится всё это опять формалистикой и скачиванием из интернета чужих презентаций.

Пункт 20. Не поспоришь. Только почему "создавать", а не "создать"? Не потому ли, что сами не знают, насколько это реально? А ведь вполне реально, между прочим.

Пункт 21. Не поспоришь. Но не сделают или сделают формально.

Пункт 22. Маниловщина. Никто не даст нам этот час. Кроме того, добавлять ещё один час на обязательное внеклассное чтение - это абсурд.

Пункт 23. Оно же. Перечень они разработают. А деньги? Это ж явно чиновничий пункт: выделят средства, разворуют, а в школы скинут один диск и пару энциклопедий. И потом стребуют на аттестации, да.

Пункт 24. Опять чиновники поработали. Когда я слышу слова "федеральная программа", мне уже хочется поднять дубину народной войны.

Пункт 25. Ну да, нужно, кто бы спорил. Лишь бы делалось.

Пункт 26. А то! Как же не собраться лет через пять, стыдливо пряча друг от друга глаза после радужных рапортов о воплощении в жизнь решений предыдущего съезда! Надеюсь, не мне одному слова "резолюция съезда" и "воплощение решений" что-то напоминают.

Оставшиеся пункты вопросов уже не вызывают.

Ох, до чего же скверно.






Ежели кто тут спросит, а что я предлагаю, то прошу сюда. Замок снят.
Tags: учительское, школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments