Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Categories:

О литературе в школе. Заметки с обочины.

Сначала ссылки:

раз,

два,

три,

четыре.



        Я и впрямь чувствую себя сидящим на обочине, потому что я на этот съезд не пошёл. Может, и правда потому, что не знал, чем буду занят конкретно в эти дни и буду ли вообще в Москве, а может, потому, что после участия в "Умной школе" предчувствовал, что всё равно не будет ничего хорошего, кроме общения со своими, каковое общение, конечно, очень ценно, но даже оно не всегда искупает необходимость высиживать скучнейшие часы во время выступлений.

       Ладно, это лирика. По сути:

       1) размышления учителей на съезде о том, как спасти литературу в школе, напоминают мне всё ту же байку о мёртвой лошади;

       2) кающиеся учителя (мы предали литературу, мы сдали сочинение) вызывают недоумение, потому что ничего мы не предали и не сдали; с тем же успехом можно рассуждать о том, что люди предали ходьбу пешком ради передвижения на колёсах: нужно всего лишь понять, что литература в нынешней школе давно не соответствует времени, что необходимы коренные перемены и в содержании предмета, и в отношении к нему, и вот об этом хочу сказать несколько слов.

        В сущности, я уже много говорил об этом, поэтому заранее прошу прощения, если в чём-то повторюсь. Итак...

       Литература в её нынешнем виде как обязательный предмет и правда выглядит нелепо. Чтобы понять, что с этим делать, необходимо учесть следующее:

       а) пора перестать сравнивать блаженные для учителей литературы прежние времена с нынешними, поскольку, во-первых, школа уже не имеет прежнего жуткого оружия - идеологии, а во-вторых, у современных детей слишком много альтернативных занятий, а потому привлечь к чтению всех или подавляющее большинство всё равно не получится, если не считать локальных удач отдельно взятого учителя в отдельно взятом классе;

      б) процент читающих детей, в сущности, никогда не был особенно высоким, и впредь он не будет выше; редкие всплески интереса к модным книгам вроде "Гарри Поттера", как показывает практика, вовсе не возвращают детей к чтению: большинство таких "читателей" ни о каких других книгах и слышать не хочет;

      в) интернет для многих школьников и правда стал источником вполне самостоятельно получаемой информации, и это уже касается не только литературы; школа не может уже даже сохранять иллюзию, будто она контролирует развитие личности (а ведь в этом милом сне школа жила очень долго, и до сих пор многие учителя, в число которых со всей силой входят словесники, наивно полагают, что они развивают личность, воспитывают и пр., а чиновники предпочитают поддерживать эту иллюзию, и многие люди по-прежнему верят в воспитательную роль школы).

       Из этого следует вот что: давно пора принять реальность, а это значит, что нужно для начала убрать всю эту ложь о воспитании даже из программ и официальных документов, а потом разделить литературу на чтение (обязательный предмет для нечитающих, дополнение к курсу русского языка; цель — научить осмысленно воспринимать хотя бы инструкции и договоры о приёме на работу), собственно литературу (предмет для читающих, в разумной степени интегрированный с обществознанием и направленный на главное — учить мыслить) и факультативный курс углублённого изучения литературы (для будущих филологов и искусствоведов, с элементами литературоведения, в разумной степени интегрированный с МХК).

Всё.

Tags: учительское, школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments