Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Под шумок

Оригинал взят у nshat в Под шумок
Сколько интересного и злободневного преподносят нам СМИ! Предвыборная агитация, до-после и во время-выборные фальсификации, поствыборные разборки, кадровые перестановки, программные заявления... И - ни слова о том, что занимало умы общественности совсем недавно.

Всего год назад настоящий скандал вызвал проект нового стандарта старшей школы. Вы знаете, что теперь с этим стандартом? Вот и я не знаю; на официальном сайте так и лежит проект годичной давности, а на новом сайте Минобразования вообще пустая графа . На прошедшем (и прошедшем мимо внимания СМИ) 19-20 апреля в Москве Всероссийском совещании по введению стандартов общего образования о старшей школе не было сказано ни слова. А может быть, стандарт старшей школы не дорабатывают именно потому, что планируется его переписать полностью? Ведь проект предполагал наличие в старших классах только программы духовно-нравственного развития (причём в широком смысле слова) и не предусматривал отдельной предметной области "Духовно-нравственная культура". А именно введением отдельного предмета озабочены сейчас наши "светские" власти.

В частности, с сентября 2012 года новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" станет обязательным для всех российских 4-классников - приказ № 69 был издан Министерством 31 января 2012 года.

Как мы видим, рабочее название курса - "Основы духовно-нравственной культуры народов России" - было изменено. Я думаю, это даже хорошо, что сторонники легитимизации религии в школе перестали прикрываться нейтральным понятием "духовно-нравственный" - потому что нам, её противникам, можно наконец называть вещи своими именами. Ожидать, что радетели духовнонравственности станут трактовать её иначе, чем в религиозном смысле, всё равно не приходилось.

Изучив приказ подробно, я обнаружила ещё один положительный момент: пятый модуль ОРКСЭ называется не "Мировые религии в России", как в первоначальной версии курса, а "Основы мировых религиозных культур". Это уменьшает возможность подмены религиоведческого курса "православной историей мировых религий". А такая подмена, как показывает практика, вполне возможна: например, учебник "История религий" для 10-11 классов под редакцией А.Н.Сахарова наполовину посвящён православию.

Вернёмся, однако, в начальную школу. Школьники, идущие в 4 класс в 2012 году - последние в начальной школе, кто учится по старому БУПу 2004 года. Духовнонравственности в том БУПе не было; он появился в БУПе, подписанном в конце 2009 года, в объёме 17 часов в неделю в 4 классе. Однако образовательные начальники "сделали под козырёк" (в русле нашей новой государственной политики) и вписали курс ОРКСЭ в этот план, о чём 1 февраля 2012 года Министерством был издан приказ № 74.

Сравним БУП редакции 2004 года и его изменённый вариант из Приложения к упомянутому приказу № 74 . В федеральном компоненте БУПа часы русского языка, математики, иностранного языка, окружающего мира, искусства и труда оставлены без изменений. В исправленном варианте физкультуры больше на 1 час в неделю во всех классах, зато на час меньше литературного чтения - тоже во всех классах. И - в четвёртом классе добавлены 34 часа в неделю на ОРКСЭ, что увеличило федеральную часть плана с 680 до 714 часов в год. При этом другие части БУПа уменьшены не были, просто образовательные начальники на час увеличили предельно допустимую недельную нагрузку 4-классника.

Мы с вами гадали, за счёт какого предмета будет преподаваться духовнонравственность - оказывается, за счёт здоровья детей. А здоровье им уже поправили дополнительной физкультурой, введённой за счёт чтения.

Есть все основания ожидать, что в будущем году в действующий БУП начальной школы 2009 года тоже будут внесены изменения - число часов ОРКСЭ увеличат с 17 до 34 часов. За счёт чего именно - скоро узнаем.

Более того, приказ № 69 называется "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и полного (среднего) общего образования..." (а не только начального). И это только первый этап исполнения так называемого "плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений...". Желающие могут сами посмотреть этот план на сайте Правительства РФ и убедиться, что возраст учащихся, для которых вводится курс ОРКСЭ, в плане не оговаривается. Весьма возможно, что наше "светское" правительство планирует осчастливить этим курсом всех школьников от 4 класса и старше.

А это, конечно, соответствует чаяниям религиозных организаций четырёх так называемых "традиционных" российских религий, прежде всего чаяниям РПЦ, уже возомнившей себя топ-менеджером государственной религии России. В органы управления образованием Московской области поступило письмо из отдела религиозного образования и катехизации РПЦ , в котором батюшки разъясняют, почему из шести модулей курса нужно выбирать именно ОПК, рекомендуют разрешать переход с модуля светской этики на модуль ОПК посреди учебного года и выражают "согласное убеждение в том, что в перспективе ОПК надо преподавать во всех классах средней школы - с первого по одиннадцатый". Что батюшки разевают рот на большой кусок бюджетных часов в школе - не новость (по часу ОПК с 1 по 11 класс - это больше, чем полный курс физики в непрофильних классах). Новость - что письмо из внутрицерковных органов поступило на места ... как приложение к письму областного Министерства образования (!)  и вывешено на официальных сайтах органов управления образованием - см., например, сайт Комитета по образованию г.Железнодорожного Московской области .

Более того, в кратчайшие сроки (и при полном молчании СМИ) на сайтах всех органов управления образованием появился раздел, посвящённый духовнонравственности, создаются местные "координационные советы" и т.п. На некоторых можно найти полный набор документов - например, на сайте Западного окружного управления образования Москвы  лежит более сорока файлов - тут и православный патриотизм, и междисциплинарный курс "Истоки", и олимпиады и конкурсы по ОПК. Скажем авторам сайта спасибо за то, что на нём хотя бы учебники выложены по всем шести модулям, - но содержание духовно-нравственного раздела в целом отражает текущую государственную образовательную политику, ориентированную на православизацию светской школы.

Почему же власти так спешат, стандарты переписывают и на уши всех местных управленцев поставили? И почему эти "новости" старательно замалчивают в СМИ? Всё очень просто: действующая власть окончательно и бесповоротно утратила авторитет у мыслящей части общества. Власть это понимает - а значит, будет отныне опираться на другую часть общества, которая не знает законов, не умеет отстаивать свои права и верит всему, о чём вещают с экрана телевизора Вова Путин, Вова Гундяев и Дима Медведев.

В сегодняшней России, увы, есть социальная почва для усиления влияния религии. Экономическая разруха лишила многих россиян возможности реализовать себя в созидательном труде. За постсоветский период страну покинули несколько миллионов человек - молодых, образованных и энергичных. Они не пришли на производство, в науку и образование. Зато в Россию миллионами переезжают мигранты - социально неблагополучные, но зачастую многодетные. Мнение о том, что религиозное воспитание школьников необходимо, разделяют не только существенная часть родителей, но даже некоторые учителя. А на школу в целом, как я уже показала выше, власти оказывают мощное давление.

К счастью, есть и положительная тенденция. Гражданская активность населения возросла; потребность  противостоять вранью, грабежу и беззаконию испытывают многие россияне. Родители, желающие защитить своих детей от религиозной пропаганды в стенах школы, имеют для этого некоторые возможности. О них я и напишу в заключение.

Прежде всего, выбор модуля в рамках курса ОРКСЭ не является прерогативой школы. Однако у школы есть способы манипулирования выбором модуля. Читаем Приложение к приказу № 69"В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики". Очевидно, первое, что должен сделать грамотный родитель - проследить, чтобы "выбор" модуля не был предоставлен ребёнку в его отсутствие.  Затем - настоять на предоставлении реального выбора, не взирая на отмазки школы типа "а у нас нет учителя такого-то модуля".

Кстати, формулировка о выборе модуля не оговаривает, что это индивидуальный выбор. Но и обратного не оговаривает тоже. А значит, при попытке школы навязать вам некое "коллективное решение" (неважно, чьё именно - класса, школы, муниципалитета или региона) можно и нужно настаивать на индивидуальном решении. Помните: вашего ребёнка не имеют права посадить на урок ОПК в рамках ОРКСЭ, если вы не дали на это письменное согласие. (А если вдруг посадили - смело идите в прокуратуру, как это сделал один принципиальный папа из Калуги)

Хочется надеяться, что большинство школ не станут нарушать права семьи на выбор модуля ОРКСЭ. Но я бы советовала родителям будущих четвероклассников не ждать, пока школа их спросит, а по собственной инициативе подать в секретариат школы заявление на имя директора о выборе одного из модулей, проследить, чтобы оно было зарегистрировано в журнале учёта обращений и взять копию с подписью секретаря. Тогда школе придётся учесть ваш выбор, даже если она этого очень не хочет.

А почему она может не хотеть? - А потому, что последние приказы Минобразования не содержат никаких распоряжений относительно финансирования модулей курса ОРКСЭ. Между тем нормативы подушевого финансирования, по которым живёт большинство российских школ, рассчитываются исходя из БУПа, в котором на класс-комплект выделен только один час нового предмета. Об этой проблеме я писала ещё два года назад, когда о шестимодульном курсе заговорили впервые. Единственное упоминание финансового вопроса в связи в ОРКСЭ я нашла на сайте Министерства образования Московской области, в публикации 2009 года . Цитирую: "В условиях нормативного подушевого финансирования школы могут самостоятельно распределять средства, устанавливая собственные системы оплаты труда учителям, у которых появляются дополнительные часы учебной нагрузки в связи с делением классов на группы. При этом условия оплаты труда не могут быть ухудшены". В переводе на простой русский язык это означает, что школе предоставлено выкручиваться самой, как умеет. В этих условиях ей проще ограничиться одним модулем, и именно к этому будут стремиться многие школы.

С другой стороны, отсутствие финансового норматива для деления класса на группы означает, что отказать в формировании группы на основании недостаточного количества желающих изучать какой-то модуль администрация не имеет права. Действующий БУП предусматривает деление класса на две группы при численности 25 и более учащихся, в сельских школах - 20 и более, но это деление касается иностранного языка, технологии, информатики, а также физики и химии (во время практических занятий), и, повторяю, - не касается ОРКСЭ. Формально школа обязана предоставить возможность изучения определённого модуля курса, даже если он выбран всего одним учащимся (сегодня утром в эфире телеканала "Россия" это подтвердила почтенная дама - представитель системы повышения квалификации учителей). На практике в большинстве российских школ будут реализовываться два модуля - ОПК и светская этика, - а выбравшим что-то другое будет предложен экстернат либо дистанционное обучение по этому предмету. В лучшем случае выбравшие непопулярный модуль семьи могут добиться формирования сводной группы, если в параллели несколько классов.

Вопрос о формировании групп администрация школ должна решить до окончания текущего учебного года. "Российская газета" сообщает (со ссылкой на Министерство), что светскую этику уже выбрали 41% учащихся, основы православной культуры - около трети, основы мировых религиозных культур - около 20%, остальные модули в целом по России в меньшинстве. Однако не будем забывать, что помимо федеральной части в действующем БУПе есть ещё "часть, формируемая участниками образовательного процесса". Узаканивание в школах ОПК (хотя бы как модуля ОРКСЭ) развязывает руки агентам православия в школе и делает возможным появление религиозных курсов в вариативной части БУПа. Тем более что этот способ насаждения религии в школах уже опробован в ряде регионов, где ОПК уже несколько лет преподаётся безальтернативно, как предмет региональной части базисного плана (законность этой "инновации" сомнительна). Кроме того, помимо учёбы, в школе ведётся и воспитательная работа, а в этой части сторонники легитимизации религии в школе достигли значительного "прогресса". (В предыдущей статье "Немножко беременная школа" я анализирую этот процесс). Таким образом, у россиян есть серьёзный повод для беспокойства по поводу реализации принципа светскости нашей школы, закреплённого в Законе об образовании.

*   *   *
В следующей серии: школа и церковь в доработанном проекте нового Закона об образовании. (Да-да, он четыре месяца как обнародован, только СМИ молчат и об этом).

*   *   *
В предыдущих сериях:

"Пропалим гешефт" - Какие цели преследует ЗАО РПЦ, стремясь в школу.

"Как дошли мы до жизни такой" - Почему наша школа не в состоянии дать отпор мракобесам?

"Три мудреца в одном тазу" - Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России (методологическая основа новых образовательных стандартов) не содержит понятий "правда", "долг", "достоинство", "порядочность", "созидание", и многих других.

"Немножко беременная школа" - Планомерное уничтожение нашей школы и легитимизация в ней религии - процессы взаимообусловленные. И виновна в них действующая власть.
Tags: поповщина, школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments