Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Художник нам изобразил...

Да, вот такой я эгоист: мне приятно читать, что пишут единомышленники. Тем более - о мышлении.

Рекомендую:


Оригинал взят у lupus00 в Художник нам изобразил...
Это я про свою физиономию вот тут http://www.geo.ru/mneniya/intellekt-podrostka-zavisaet-kak-kompyuter. Первый живописный портрет, однако)) Текст сильно почикан, поэтому даю оригинал. Помидоры бросайте прямо в экран.



Интеллект в России

Говорить о проблемах общего свойства, формулировать законы «про всё и всегда» я совершенно не умею. Слова нация, народ, страна, человечество, эпоха и им подобные вызывают во мне смешанное чувство – если точнее, чувство недоверия, смешанное с желанием немедленно залезть под стол. Нет страны вообще – есть сотни и тысячи конкретных мест и местечек, нет народа или нации как монолита – есть отдельные люди. И каждый отдельный случай нужно, по совету доктора Чехова, индивидуализировать.

Что же можно сказать об интеллекте в России в целом, раз уж попросили, а под стол залезть не удалось? Да что ни скажи, все будет правдой. Или неправдой. Мы умны? Выше крыши. Набор доказательств привычен: территорию вон какую себе оттяпали, в космос летали, немцев-французов побивали, когда другие не могли, Толстого с Достоевским весь мир читать заставили – на все это мозги надобны. Мы дураки? А как же. Главный наш сказочный герой Иван – он кто, не дурак ли? Даже если его в царевича переименовать, дураком и останется. Блоху подкуем – и сломаем, умом крепки – да задним. Да и вообще от ума у нас, как известно, одно горе.

А может, мы умны, но как-то по-особому, по-нашенски, в какой-то перпендикулярной к понятию «интеллект» плоскости? Вот гоголевские помещики – интеллектуалами их не назовешь, но как они приспособлены жить, как быстро смекают свою выгоду, как устраивают свое существование, находят выходы из трудных положений. Вот смотрите, что пишет об интеллекте вездесущая Википедия: «Интеллект может рассматриваться как мера комплекса успешной ориентировки в окружающей действительности. Он определяется способностями индивида использовать данный комплекс для качественного достижения поставленной задачи”. С этой точки зрения и у Собакевича, и даже у Коробочки – не просто интеллект, интеллектище.

Да и разве смогли бы мы осилить всю нашу нечеловеческую историю и все еще продолжать сохраняться в границах такой территории, если бы не были способны постоянно решать возникающие задачи, у которых, кажется, и решения-то нет? Причем решать их по большей части каким-то немыслимым способом. Помните бесчисленные анектоды про “русского, немца и поляка (француза, англичанина и т.д.)”? У всех прочих европейцев в таких анекдотах разное, но укладывающееся в границы логики поведение. У русского – полный абсурд, сапоги всмятку, чепуха, Андроны едут. Но он же – и победитель. Так что же, умны ли мы? Или как толстовская героиня, не удостаиваем быть умными, а живы и счастливы как-то иначе, в обход ума?

Говорить об интелллекте всей нации – почти то же самое, что о средней температуре по больнице. В том смысле, что ее подсчеты ничего не объясняют. Но если эта средняя температура начнет падать и падение это станет ощутимым, видимо, все-таки встревожиться надо.

Падает ли средняя температура по нашей с вами больнице (палате №6)? Не знаю наверное, но есть ощущение, что да. Об этом говорят многие коллеги, работающие в образовании. Все меньше фоновых знаний есть у детей. Все короче и проще те тексты, которые они могут прочесть, понять – и написать сами. Все хуже они запоминают. С представлением об интеллекте связано представление о целом ряде мыслительных операций, доступных человеку: он должен уметь собирать, систематизировать и анализировать информацию, классифицировать, находить связи и закономерности… С этими операциями у нынешних школьников тоже всё хуже год от года.

Да, их ум всё так же гибок и подвижен, они всё так же, как и раньше, способны на острое словцо, за которым в карман не лезут, они даже более ироничны, чем прежде. Но что-то стало происходить с пытливостью ума, с его глубиной и широтой. При сохранившемся природном любопытстве подростков к миру резко сузившееся знание (а главное – чувство) контекстов на глазах приводит к мыслительной беспомощности, разрывам в понимании. Все хуже получается отделять главное от неглавного, истинное от ложного, необходимое от случайного. Все больше интеллект подростка зависает, как компьютер. Что происходит с ним в эти моменты?  Если бы знать...

 Еще одно отчетливое – и по-видимому, общемировое, а не специфически наше – свойство современного подросткового интеллекта, которое стало проявляться и во взрослой среде. Главный тренд сегодняшнего дня – расслабляйся. Раньше знания приходилось добывать, усваивать, присваивать, переваривая внутри себя. Теперь – все добыто. И все хранится на удаленных серверах, в виртуальных облаках на манер iCloud’ов, обо всем можно узнать быстро и без труда. От тебя больше не требуется усилий по запоминанию и самих знаний, и даже того, где они лежат и как сгруппированы. Напрягаться – не надо. Википедия вызывается, как джинн из бутылки, одним словом, простите, кликом -- вместе с дюжиной других, не менее интересных джиннов. Недавно мне показали, например, очень впечатливший меня ресурс www.wolframalpha.com. Здесь все домашние задания – решены, ответы – получены, определения – даны, факты – изложены.

Но ведь без труда не бывает движения. Энергия стремления не рождается из пустоты. Интеллект развивается только «усильным, напряженным постоянством». Кстати, неплохое определение образования как процесса – хоть и принадлежит Сальери.

Именно в проблему образования упирается в нашей стране проблема интеллекта. Ведь интеллект – это то, что можно и нужно развивать, что такому развитию поддается, а без него -- гибнет. Но для развития должна быть система, построенная именно на постоянстве подлинного усильного делания, система, в которой есть и не падает напряжение – интеллектуальное и творческое. В нынешнем же российском образовании чем дальше, тем больше нарастает вал имитационных действий. Планки понижаются, горизонты сужаются, необходимость интеллектуального усилия исчезает на глазах. Раньше нужно было уметь написать сочинение на 6 страниц – сейчас хватит 150-ти слов. А зачем – больше? Зачем вообще учиться связывать слова? Зачем читать сложно организованные тексты, разбираться с разными семиотическими системами? Зачем учиться доказывать теоремы? Зачем заниматься устным счетом и учить химические формулы? Да и вообще – зачем учиться много? Ведь все уже доказано, написано изучено (см. об этом выше).

Все эти вопросы, говорящие об усталости взрослого мира, вдруг начинают задавать тон в образовании. Исходят они с самых верхов – и, надо сказать, находят поддержку в низах. Чем меньше и проще, тем лучше всем. Потому что тоже – напрягаться неохота... Но ведь за этим всеобщим ослаблением тонуса маячит интеллектуальная миастения, если не сказать сильнее. А за нею – интеллектуальная кома и смерть.

 Современная система образования, к великому сожалению, не озабочена поисками рецептов для лечения болезни. Это заболевание – аутоиммунное. Поддержанием интеллектуального уровня занимаются в отдельных точках, в небольшом количестве учебных заведений по всей стране. Там еще стараются держать планку, там стремятся приучить детей работать и получать удовольствие от интеллектуального труда. Потому что гораздо важнее самих знаний то желание, та жажда, которые ведут человека к их добыче. Эту жажду надо поддерживать, не насыщать – обострять. Это желание надо постоянно разжигать. Как это делать, многие педагоги еще помнят...

Подбираясь к не очень бодрому финалу своих размышлений, скажу, что, пожалуй, системе образования самой себя не излечить. Но и извне помощь получить проблематично: система образования точно копирует все общество и болеет теми же болезнями.

И всё же, всё же, всё же... Нынче высокий интеллект не в чести. Значит ли это, что он не потребуется завтра? Отнюдь нет. Поэтому, не отнимая ладоней со лба, не оставляя стараний, вопреки тому, что говорит и показывает Москва по всем своим телеящикам, давайте продолжать. Учиться и учить. Дарить друг другу радость познания. Противиться усталости и увеличению энтропии. Хранить и передавать огонь. Это наша прямая обязанность. А время у нас именно такое – когда надо жить и исполнять свои обязанности. Цитата, кстати... Без Википедии вспомните откуда?



Tags: школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments