Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Category:

Родитель в школе

Оригинал взят у avk_live в Родитель в школе

За спорами-скандалами вокруг ЕГЭ, стандартов старшей школы, введения ОПК и прочими «горячими» темами мы как-то не обратили внимания на один очень интересный процесс: в школу стройными рядами пошел Родитель. Нет-нет, не работать; дети у действующих учителей, а также следование мам с педагогическим либо смежным  образованием за собственными детьми по маршруту «детский сад – школа» случались и раньше – не думаю, что здесь статистика радикально изменилась.

Попробую набросать собирательный портрет. Это, безусловно, мама. В возрасте от 30 до 40. С высшим образованием. Скорее всего, принадлежащая к тому, что у нас называют «средним классом». Иногда – домохозяйка, но часто работает. Житель крупного города.

Ее присутствие в школе (в широком смысле слова «присутствие») проявляется по-разному.


Способ №1: она активный представитель «родительской общественности». Собирает деньги, заказывает экскурсии и помогает довести детей до музея\театра, а потом вернуть к школе, закупает тетрадки и цветы-подарки, организует праздники-«огоньки» и выполняет целую кучу других полезных дел. Это случалось и раньше, в советские времена, однако объем работы такого рода в школе 1970-80-х был по ряду причин значительно меньшим.

Способ №2: она – вечно бодрствующий контролер, постоянно напоминающий в устной и письменной форме школе о ее обязанностях, указывающий на недостатки и настаивающий на их немедленном устранении. Если интерес в этом  своекорыстный, то ее интересует восстановление справедливости исключительно применительно к собственным детям; если – мировоззренческий, то в масштабах школы.

Способ №3: она – участник околошкольной тусовки (раньше таковая существовала в районе школьного крыльца и вечером – в телефоне; ныне добавился интернет с его «мамскими» и «школьными» форумами, и возможности обсудить школу, учителей и одноклассников сына\дочери возросли неоднократно). Всё про всех знает, может дать совет по любому поводу.

Понятно, что оценка вышеупомянутых функций школой совершенно различна. Если первые являются неотъемлемой и в высшей степени полезной частью повседневного процесса, а третьи раздражают, как раздражает любой вдохновенный сплетник, то со вторыми всё совсем неоднозначно; статистики, увы, не существует, и сказать, чего здесь больше – вредного или полезного, - вряд ли кто возьмется. В принципе, такой внешний контроль полезен; в конкретных случаях – бывает по-разному.

Каковы же причины такой тенденции (если она вообще объективно существует и мне не пригрезилась)? Я бы назвал такие:

Первое. Рост общей активности среднего класса. Процесс объективный и, на мой взгляд, весьма положительный. Часть людей все меньше считают происходящее вокруг «не нашим делом», что не может не радовать. Крайне скудные возможности проявлять эту активность в политике (партийная деятельность, местное самоуправление и т.д.) загоняют ее в несколько доступных сфер; наряду со школой это волонтерское движение, перед которым искренне снимаю шляпу.

Второе. Общая социальная обстановка. Поляризация общества, активно идущая последние два десятилетия, проявляется и по отношению к родительским обязанностям. Если раньше средний хороший родитель дитё кормил-одевал, книжки ему читал, в театр водил и раз в год на море с ним ездил, то теперь  хлопот добавилось. Да и цена вопроса возросла: не усмотришь-не уследишь-упустишь – наркотики-пьянство-криминал.

И, наконец, третье (которое меня, признаться, интересует более всего). Изменение отношения к школе. Формирование в головах части родителей (при активном, надо сказать, участии Минобрнауки) представления об образовании как «оказании образовательных услуг», что в сознании среднего потребителя как-то сразу прочно  ассоциируется с посещением ресторана. Таким образом, учителю отводится роль официанта («селедочка, понимаю-с!») или, в лучшем случае, повара.

Что сказать? Мелкокупеческое представление о том, что «за мои деньги – любой каприз» есть следствие невысокой культуры. Тем более, что и денег-то нет (идея о том, что мы за наши налоги должны что-то иметь взамен среди родных осин приживаться категорически не хочет), и государственная школа в любом случае  будет воспринимать  как заказчика не родителей, а государство (чего государство, разумеется, и добивается).

Мне за почти четверть века учительской жизни встречались (и продолжают встречаться) все три категории. Причем тут как с грибами: в один год идут грузди, в другой белые, в третий – преимущественно валуи. Тут уж как повезет. И только опята (дети) – каждый год под сентябрь в больших количествах.

Ну, и слава Богу!


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments