Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Немножко беременная школа

Оригинал взят у nshat в Немножко беременная школа
- Ну не идут ко мне физики, не идут, - сетовала директор гимназии. Поводом для беседы стало предполагаемое открытие в школе кадетских классов аэрокосмического профиля. Естественно, я заинтересовалась такой возможностью, ведь этот профиль предполагает физико-математическую специализацию. Но оказалось, что физматклассов в школе нет и вообще ситуация с преподаванием физики сложная. Причина, по которой "не идут" физики, стала мне ясна через полминуты разговора, когда я заметила над директорским столом ...средних размеров икону. Интересно, директор эту причину не понимает или делает вид, что не понимает?

Вспомнился другой эпизод. В сентябре, когда я проводила (на базе гимназии № 11 Железнодорожного) турнир имени Ломоносова, к торжественной части явился ... батюшка в рясе. Организатор от школы, завуч, умница и хороший человек... предложила дать ему слово. Я жёстко ответила, что батюшка не предусмотрен регламентом, но неприятный осадок преследовал меня весь день. Кстати, батюшка вовсе не рвался на трибуну, он просто привёз на турнир нескольких учеников из местной православной гимназии, - но тем ужаснее была готовность школы сдать церкви даже то, к чему она отношения не имеет и иметь не может - естественно-научный конкурс.

То, что церковь по понятным причинам рвётся в школу (см. мои посты с тем же тегом, что и этот), - не новость. Промывание мозгов даёт свои плоды: от десятилетней давности "иногда можно сотрудничать с церковью" школа докатились до "всегда положено". Происходит ничто иное, как легитимизация религии в образовании. То есть фактические признание школой того, что религия - это хорошо. И внушение этого нашим детям.

Примеры? - Да сколько угодно.

Вот милая поделка, висящая на самом видном месте в учебном классе гимназии № 1:
Photobucket
Я видела в этой школе (впрочем, не только в этой) иконы на столе учителя и даже на стене класса. Пример подала, очевидно, директор. И она ещё удивляется, почему физики к ней не идут? Что ж, придётся объяснить.

Учитель естествознания учит не тычинкам и пестикам, не Волге и Каспийскому морю и не закону Ома, а тому, что мир познаваем и что чудес не бывает. Когда приходится конкурировать с ангелами, такой учитель оказывается перед невозможным выбором: либо отказываться от философских основ своей науки (и жертвовать качеством преподавания), либо вступать в открытый конфликт с духовнопродвинутыми коллегами (и подрывать основы педагогического процесса). Неудивительно, что люди уходят.

Школа не может быть немножко религиозной подобно тому, как женщина не может быть немножко беременной. Пустите религию на порог школы - и завтра зараза расползётся по всем параллелям, подменяя понятия и захватывая ресурсы светского (по закону) муниципального учреждения.

Заглянем в гимназию № 11 Железнодорожного. Духовнонравственность являет себя прямо в предбаннике. Вот, например, список факультативов. (Прошу прощения за ужасное качество фотографий, но документальное подтверждение необходимо).



В списке под номерами 6, 7 и 8 значатся соответственно "Поговорим о духовном", "Истоки Духа" и "Православная культура". Посещают эти кружки в общей сложности 50 учеников 4, 6 и 7 класса.

Ну, допустим, кружки - дело добровольное. Вон по физике, химии и биологии в гимназии тоже кружки есть. Но рядом на стенде висит другой документ - план новогодних мероприятий. Тут уже о добровольности речи нет - всё по классам, по параллелям, в учебное время, организуют классные руководители... Воспроизвожу полностью -






В этом плане слова "рождество" и "рождественский" упомянуты 25 раз, "новый год" и "новогодний" - 5 раз. А ещё в плане значатся "ИСТОКИ. Чтение рассказов..."(нетрудно догадаться, каких), конкурс рисунков и поделок (типа приведённых выше), библиотечный урок "Великий праздник", конкурс стихов (уж точно не светских) и расширенное заседание "Через образование к нравственности" - под руководством директора.

Вот он, результат придания рождеству статуса государственного праздника. И возразить-то нечего школе, которая государственный праздник отмечает... И не смущает духовнопродвинутых коллег, что в декабре рождество-то католическое отмечают, главное - отчитались!

Перед кем отчитались? - А перед городским начальством. Так и написано на первой странице плана: "В рамках IV городских Рождественских чтений". То есть творящееся в гимназии - результат не православнутости конкретных её сотрудников, а образовательной политики в рамках довольно большого города.

Решив узнать побольше об этой политике, зашла я на сайт местного комитета по образованию - http://www.kozheldor.edusite.ru/p1aa1.html Изрядно полазив на нему, ничего духовно-нравственного так и не нашла. Получается, на всеобщее обозрение выставлено одно, а директивы по школам рассылаются другие?

А между тем в городе функционирует (с подачи комитета, очевидно) ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию (на базе всё той же гимназии № 1), о чём написано на её сайте (новости, 13 января - http://www.gimnaziya1-gd.narod.ru/ ) Рядышком в ленте читаем: "В последнюю декаду декабря в гимназии проходила Программа мероприятий «Рождественские Встречи 2011». Для учащихся 1-8-х классов были проведены уроки и мероприятия, посвященные празднованию Рождества Христова". Новость от 25 января - в гимназии аж 4 призёра VII Заочной Всероссийской Олимпиады "Аксиос" по основам христианства, проводимой Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. В учебном плане школы http://www.gimnaziya1-gd.narod.ru/up.html обнаружились "Духовное краеведение Подмосковья" (как региональный компонент в трёх 8 классах) и "Основы православной культуры" (как школьный компонент в 5,6 и 7, правда, не во всех). Ах, как я понимаю этих физиков...

В поисках ответственных за это безобразие пойдём дальше - на сайт Министерства образования Московской области. Там нас ожидает замечательное открытие: оказывается, ещё в начале 2000-х был подписан договор о сотрудничестве между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной церкви и создан координационный совет. Вот здесь - http://mo.mosreg.ru/duh_nrav_vos/ - Министерство гордо отчитывается о проделанной работе: налажено сотрудничество в форме уроков и прочих формах, разработаны учебные пособия для всех возрастов, включая дошкольный (!), создан методический кабинет в областном педагогическом университете (!), проводятся конференции и олимпиады, вручаются награды учителям. Напомню, что всё это делается в муниципальных учреждениях и оплачено за наш счёт.

Что же взять с директора школы, если само Министерство так бессовестно нарушает законы? Нарушена и статья Конституции об отделении церкви от государства, и статья Закона об образовании, запрещающая религиозную пропаганду в школах, и принцип равенства религиозных объединений перед законом (Московская область - регион многоконфессиональный).

Степень беззакония и цинизма могу проиллюстрировать ещё одним близким мне примером. Три года назад появилось так называемое Московское областное объединение творческих педагогов "Исследователь". Посмотрим план его работы на текущий год - http://nsportal.ru/moskovskoe-oblastnoe-obedinenie-tvorcheskih-pedagogov-issledovatel . В плане десять областных мероприятий, из которых одно прямо поименовано как православное, а ещё два, с нейтральными названиями, проводит православная гимназия. Вы вчитайтесь: научно-практическая конференция «Православие – основа духовного и нравственного возрождения России» - да по ним прокуратура плачет! И именно этой организации центральный оргкомитет Чтений им.Вернадского (естественно-научного в своей основе конкурса) делегровал право проводить их региональный этап. А идущие на финал конкурса в обход этого этапа не получат от области денег на участие.

Почему же такое беззаконие оказалось возможным? Вопрос, увы, риторический. Ибо пример подают первые лица государства. А чиновники всех рангов, точно павловские собачки, нутром чуют исходящие от власти "сигналы". Например, такие:








Честно говоря, начиная два года назад эту общественно-политическую тему в своём журнале, я полагала, что за проникновение религии в наши школы ответственны конкретные недалёкие работники образования, не понимающие, что они творят. Но по мере накопления фактов и изучения законов я поняла: такова государственная политика, а "первые лица" прекрасно понимают, что и зачем они творят. Прошу прощения у своих читателей за то, что поняла это далеко не сразу. Могу сказать в своё оправдание, что учитель всилу своих должностных обязанностей не может не уважать законно избранную власть. И вдвойне горько сознавать, что то самое государство, на которое я работала много лет, лишает мою работу смысла и сводит на нет её результаты.

Я сменила теги этих публикаций, поскольку православие головного мозга - проблема отдельно взятых голов, а у нас проблема системная. Теперь статьи образовательной тематики помечены "НЕТ легитимизации религии в образовании", а остальные - "Духовное возрождение, говорите?"

Вернёмся, однако, к теме. Почему же религию в принципе нельзя пускать в школу? Отнюдь не только потому, что бумажные ангелочки выживают из школы учителей-естественников. Есть и другое, не столь очевидное соображение. Пуская в школу "духовные" (в религиозном смысле) идеи и людей, претендующих на "духовный" авторитет, учителя фактически признают собственную духовную несостоятельность. Ведь изначально наша профессия предполагает наличие гуманистических убеждений, чётких представлений о смысле жизни, личной нравственности и активной жизненной позиции - потому что только такой человек может быть воспитателем. И нет никакой необходимости в особом "духовно-нравственном" воспитании там, где учитель способен воспитывать и имеет возможность воспитывать.

Способны ли воспитывать люди, измотанные нищетой, зависимые и презираемые, часто разочаровавшиеся в профессии? Имеют ли возможность воспитывать люди, которых преступно низкие тарифы вынуждают брать по две ставки и превращаться в урокодателей? Планомерное уничтожение нашей школы и легитимизация в ней религии - процессы взаимообусловленные. И виновна в них действующая власть.

Премьер уверяет нас, что озабочен развитием промышленности и науки. Но ведь именно физика и другие естественные науки - основа техники и технологий! Кого, как не Путина, благодарить нам за сокращение в разы физико-математических классов? За развал системы профтехобразования? За сведение к нулю технического творчества школьников? За отвратительные стандарты, за превращение учёбы в натаскивание на ЕГЭ, за бюрократизацию всего и вся? За опереточного министра образования, наконец?

А велеречивый старец Кирилл наблюдает за коллапсом школы, тихонько улыбаясь в бороду. Паства множится, новые церкви растут, как грибы (за два года мне никто так и не ответил, за чей счёт идёт это строительство). И поднимают голову религиозные радикалы всех конфессий - дескать, что православным можно, то и нам не запрещено.

Чем расплатится ЗАО РПЦ с разлюбезными корешами? - Всё тем же, рецепт выверен веками. Трудись, тёмный человек, на власть не ропщи - она от бога. К благосостоянию не стремись, награду на том свете получишь. Детишек рожай побольше, а когда другие на митинг пойдут, сиди дома и молись.

Не хочется заканчивать на такой ноте. Детишки-то над "духовностью" смеются. Месяц назад я сфотографировала у ворот школы №10 Железнодорожного вот такую надпись:
Photobucket
А вот школа общим планом. Во избежание, так сказать.
Photobucket

Вместо эпилога. Моя малышка после полугода в садике начала активно разговаривать. Среди прочего - внятно и выразительно произносить "гос-па-ди", подражая нянечке и воспитательнице. Я с ужасом думаю, что через три года нужно подавать заявление в школу. Что тогда - скандалить с муниципальной гимназией или искать денег на частное учебное заведение? Или всё-таки НОВЫЙ президент наведёт в школе порядок не только на бумаге?
Tags: поповщина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments