Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Category:

Чем я не реформатор образования?


    
Необходимо отменить всеобуч – всеобщее обязательное полное среднее образование, осуществляемое в одинаковом для всех темпе. Зло кроется именно в этом диком конвейере, не учитывающем слишком многого. Разумеется, базовые знания нужны, а вот дальше   по потребностям. Будьте честны хотя бы с собой: много ли мы сами помним из школьной программы? И кому нужны такие "знания", которые забываются сразу после экзамена? Наконец, аттестат с тройками   это разве аттестат? О дипломах и говорить страшно: врач, "знающий" профильный предмет на тройку, это убийца. Что такое "знать на три"? Ведь это миф, удобный лишь бюрократам.

    Поскольку всё равно невозможно всем объяснить, в чём необходимость всех школьных знаний (да её и нет, необходимости-то, с нынешними программами), то куда правильнее дать людям возможность учиться всерьёз, но так, как они могут, и тому, чему хотят. Для этого надо:

    1) отменить всеобуч, то есть дать право невеждам оставаться невеждами;

    2) заменить классно-урочную систему на занятия в группах в зависимости от прогресса каждого конкретного ученика в изучении каждого конкретного предмета;

    3) заменить отметочную систему обучения системой отслеживания конкретных достижений каждого ученика на уровне знаний-умений-навыков, то есть устранить ненужный элемент соревнования и нелепые кнуты-пряники оценок, заменив их на индивидуальные карты достижений каждого.

    Смысл в том, что при такой системе человек будет знать, что он должен научиться тому-то и тому-то, чтобы потом научиться другому и т.д. Этот принцип устранит ложь-списывание, потому что оно никому не будет нужно: раз списал, два   а потом обнаружил, что не умеешь, не знаешь, не понимаешь, а потому не можешь двигаться дальше.

    В итоге не будет классов   будут группы, составленные по уровню усвоения программы. Всегда будет задан некий темп, но он будет комфортным для всех членов группы, и некому будет чувствовать себя ущербным, потому что один в группе по литературе первый, а другой   по математике и т.д. И учителям не придётся больше извращаться в выдумывании уроков, которые были бы продуктивны одновременно для отличников и для отстающих. И нет ничего сложного в том, чтобы организовать работу в разном темпе с разными группами. Работают же сейчас в одной параллели, где одни класс, скажем, гуманитарный, другой математический, а третий   класс коррекции! Просто это очень грубое деление, а я предлагаю серьёзнее отнестись к распределению по уровню и потребностям. Одним надо в пять раз больше   чудно, я с ними буду десять уроков работать над языком "Горя от ума"; другим и нынешней программы много   ладно, пусть учатся понимать язык трудовых договоров и инструкций к бытовой технике.

    При этом обучение остаётся развивающим. Никто не препятствует ускорить темп, перейти в другую группу раньше и т.д. Суть не в том, кого выкинуть из школы, а в том, чтобы школа перестала быть инкубатором. Каждая семья пусть сама решает, какой уровень знаний требуется ребёнку. В конце концов, именно родители отвечают за образование детей   так записано в конституции.

    Нужно только изначально организовать группы и расписание занятий таким образом, чтобы тот, кому надо, мог посещать уроки по одной и той же теме хоть до посинения (а если надо   уроки по одной и той же теме, но у разных учителей), а те, кто схватывает быстро, не ждали отстающих и не тратили время на бесконечный разбор чужих ошибок.

    По группам надо распределять по уровню развития, по темпу усвоения материала и по некоторым психологическим особенностям, которые здесь обсуждать, по-моему, нет смысла   мне же законопроект никто готовить не предлагает.

    С аттестацией учеников всё очень просто: не нужна никакая аттестация, потому что разные ученики разное время тратят на усвоение того или иного блока знаний-умений-навыков. Есть личная карта: усвоил, научился, овладел и т.д. С ней человек и движется в школьной жизни. Готов   идёт сдавать независимый экзамен нужного уровня. Сам. Когда готов. А не по календарю. Как с иностранными языками (Delf у французов и что-то там такое же у англичан, насколько мне известно.)

    С аттестацией учителей всё ещё проще: нужно, чтобы диплом педвуза имел реальный вес, тем более что потом, в школе, в условиях предлагаемой системы непрофессионал не выдержит.
Tags: школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments