Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Category:

Про родительские деньги в школах. Дискуссионное.

После смерти нашего директора вокруг столько спорят о том, имеет школа право на дополнительное финансирование из кармана родителей или не имеет, что уже надо бы высказаться.

Простите, но по учительской привычке начну с дальних аналогий.

Представим себе некий офис. Есть сотрудники, есть рабочий график, есть обеденный перерыв. В обед можно пойти в ближайшую харчевню, можно поесть что-то, принесённое из дома, можно заказать заранее пиццу или ещё что-нибудь, а можно заплатить фирме, предоставляющей домашние обеды с доставкой в офис. Самое дешёвое - привезти с собой, но оно же и самое неудобное (где хранить, у всех ли есть личная автомашина, чтобы довезти с комфортом, и пр.). Заказать пиццу и что там ещё предлагают такие конторы - это дороже, к тому же меню однообразное, да и качество продуктов вызывает сомнения. В харчевню - ещё дороже, да и не набегаешься зимой-то, а то и осенью, если ливень. А вот фирма с домашними обедами - самое то. Довольно дёшево (только что задал на Яндексе запрос "домашние обеды в офис" - по 150 рублей предлагают), вкусно, разнообразно, можно обсудить меню, за качество отвечают, привезут горячее... Многие фирмы на это идут, я знаю. И в общем довольны. Мой запрос на Яндексе только что дал два миллиона ссылок.

Так вот, родители, которые требуют от школы всего и бесплатно, уподобляются тому, кто готов давиться привезёнными из дома бутербродами, лишь бы не платить. А экономит он на своём здоровье, то есть гробит это самое здоровье.

Если кому-то кажется, что аналогия неуместна, попробую с другой стороны. Школьники могут ездить на экскурсии, а могут и не ездить: заставить нельзя. Однако любая хорошая школа включает в свою программу учебные экскурсии, а также посещение театров. Родители, упорно отказывающиеся сдавать деньги на что бы то ни было, лишают ребёнка одной из самых продуктивных форм получения знаний и впечатлений. И кто на чём сэкономил? Весь класс побывал, скажем, в Киеве, а один Петя (Вася, Гриша - я никого не имею в виду) не был, смотрел виды Киева в интернете. Там же он смотрел и картины Третьяковки, и экспонаты Исторического музея, и запись спектакля театра-студии Петра Фоменко, причём видел далеко не всё и не так, как следовало бы. Ну и что? Главное - не платили! Нет поборам в школе! Так, да? Ну-ну. И если родители везут детей в турпоездку, договорившись поехать группой, скажем, вдесятером, они ведь тоже не преступники. А школьные экскурсии традиционно стоят меньше, так почему преступление предложить родителям экскурсию всем классом?

Пойдём дальше. В школах СССР, а теперь и России традиционно дежурят школьники. Дежурство включает в себя патрулирование коридоров (дело, в общем, бессмысленное, если дежурный учитель куда-то делся), необходимость накрывать столы для своего класса в столовой и убирать потом, а также уборку кабинетов, лестниц и коридоров. Можно оставить всё это безобразие, как оно и было в СССР, да ещё мотивировать: мол, приучатся не сорить, всякий труд почётен и пр. А можно договориться, скинуться на доплату уборщице, и дети получат чистые руки, не взмокшее тело, свободу от возни с грязью и время, необходимое им и для отдыха, и для учёбы. Так разве родители, договорившиеся платить уборщице, совершили преступление? А директор, который это позволил, - тоже преступник?

Дальше. На государственные дотации школа может купить себе ксерокс. Один. Ну два. А вот тратиться на бумагу и порошок не сможет, потому что денег нет. А вот родители в нашей школе скинулись в фонд - и у нас стоят два прекрасных ксерокса издательского класса, цветной ксерокс в кабинете информатики, штук десять маленьких, самых дешёвых ксероксов в кабинетах учителей (в частности, у меня), и порошок нам заправляют из запасов, купленных на школу. Лично мне ксерокс в кабинете здорово экономит время, а моим ученикам упрощает дело в разы. Любой может подойти и попросить скопировать страничку или больше, если надо. Всем я распечатываю и раздаю теоретический материал в любом нужном мне количестве. Подготовка к ГИА и ЕГЭ - сами задания, бланки, аналогичные экзаменационным ,минимум диктовки, максимально приближенные к экзаменационным условия тренировочных работ... Кому от этого хорошо? В первую очередь ученикам. Так что? Нет поборам в школе? Давайте всё отнимем? Давайте, как встарь, всё под диктовку? Или с доски списывать? Пусть дети убивают на это время, зато бесплатно? Кому от этого хуже? Почему такие траты - преступление?

Дальше. Можно вспомнить каменный век и заявить, что учитель, если он профессионал, и без компьютера обойдётся. Ну-ну. Нам, между прочим, уже давно все задания диагностических работ положено скачивать из интернета с утра перед уроками. И экзаменационный материал для ГИА выкладывается с утра, а с прошлого года он включает в себя аудиозапись, для воспроизведения которой нужен или mp3-плеер, или компьютер. Государство при этом до сих пор все кабинеты всех учителей компьютерами не обеспечило, а там, где обеспечило, это такие машины, на которых просто неудобно работать. Благодаря деньгам, сданным в фонд, у нас во всех кабинетах хорошие машины, а на всякий случай в загашнике есть запасные. И интернет в каждом кабинете. Опять -кому от этого удобно? Неужели только учителю? А ведь я в таких условиях могу на уроке в разы больше! А от этого лучше ученику. Кстати, государство оплатило интернет только для кабинета информатики. Удобную клавиатуру я, правда, сам покупал, на свои, но это уж моё дело, а вот компьютер, простите, не стал бы - просто не смог бы.

А стальные ложки и вилки в столовой вместо алюминиевых - преступление? Не будем сдавать деньги на это?

В общем, я могу тут ещё долго разглагольствовать, но, по-моему, конкретных примеров уже хватит. Я убеждён в следующем: школа не имеет права требовать от родителей денег на то и на сё, но родители имеют право скинуться и купить или оплатить всё, что они считают нужным. Ведь никто не называет преступниками сторонников домашнего обучения, которые сами тратятся на своих детей? Так почему нельзя договориться и заплатить за что-то, что поможет школе?

Предупреждая недовольство некоторых, скажу: в нашей школе тоже не все платят в фонд. Это дело сугубо добровольное. А про мальчика, к которому стали иначе относиться, когда родители перестали платить, - враньё.
Кстати, в гимназии, где учится моя дочь, мы тоже платим, и на каждом собрании учителя подчёркивают: это добровольные взносы. И никто не в обиде на тех, кто не может платить. Но запрещать платить тем, кто может и считает это нужным, по-моему, бред.


UPD. Я говорю не собственно о нашей школе - её я использую просто как пример. Более того, я нигде не сказал, что одобряю такие (или какие бы то ни было) суммы. Кроме того, я сказал, что и в нашей школе не все платят, я это точно знаю. Так что бедным и умным я лично не собираюсь перекрывать путь.

Да что ж такое, а? Даже коллега, учитель-словесник, понять не может, о чём я. Я говорю лишь о том, что желание родителей добровольно помочь школе финансами не есть преступление. Я не установил сумму, я не предложил сделать такую помощь обязательной, я не сказал, что надо отшивать бедных, но умных. Даже бедных, но глупых я не предлагал отшивать. Я несколько раз повторил, что речь идёт об исключительно добровольной помощи.

Кроме того, мой пост не имеет отношения к тиражируемой в СМИ истории с якобы взяткой в 240 тысяч. Это всё не имеет к разговору никакого отношения.

К разговору также не имеют отношения "намёки" классных руководителей на "нужные" траты для благоустройства кабинета, и траты на выпускной и на подарки учителям не имеют отношения к разговору. РЕЧЬ О ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОМОЩИ, КОТОРАЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ.
Tags: школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 132 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →