Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Category:

Очередная глава из первой книги

Эпиграфы
Учитель разговорчивому ученику:
"Может, тебе челюсть пластырем подвязать..."

Записано школьниками на уроке

Человеческий мозг состоит из трех полушарий: левого, правого и коры.
Из ответа на экзамене

Внучка дедушки Мономаха еще с детства любила медицину и в будущем лечила бедняков.
Из школьного сочинения

Это был студент придурковатого типа.
Из школьного сочинения

Где-то в середине мозга он вспомнил, что смог решить эту задачу.
Из школьного изложения

Костик плохой, но у него может быть хорошая жена!
Реплика ученика на уроке биологии по теме "Естественный отбор".


    Понимаю, что оценки – больная тема. Однако попробуем поговорить без анестезии. Я уже упоминал о том, что не особенно забочусь, какую оценку получит тот или иной ученик, потому что мне важна не оценка, а более серьезный результат: что он понял, чему научился, о чем задумался. Конечно, приятно, когда твои ученики смогли выучить заданное и показали на экзамене блестящий результат. Но кто сказал, что отличник лучше всех? Давайте поговорим о тех, кто учится на одни пятёрки.

    Во-первых, есть ученики, которым учеба действительно легко дается. О них мы говорить не будем, поскольку таких немного и они "не виноваты" в своих отметках.

    Во-вторых, есть люди, которым "пятерка" очень важна, ради нее они готовы от многого отказаться. Почему им так это надо? Кто знает! Может быть, родители так воспитали; может быть, самолюбие чрезмерно развито; может быть, наконец, человек надеется на то, что с пятёрочным аттестатом легче в институт поступить (кстати, не для всякого института это важно).

    Спросите у любого учителя, как он относится к отличникам. Многие ответят, что отличник – человек странный. В классе не ко всякому отличнику хорошо относятся одноклассники, хотя бы потому, что отличник почти не участвует во внеучебной жизни, так как ему некогда: он учится. Презрительную кличку "ботаник" дают именно лучшим ученикам, подразумевая человека, который прилежно учится, зубрит. Кстати, слово это происходит не от названия науки "ботаника", а от жаргонного глагола "бóтать", то есть учить, зубрить. Отличникам завидуют, потому их и не любят – так обычно считают сами отличники-зубрилы и их родители. Мне кажется, что на самом деле такого человека не любят не за то, что он отличник, а за то, что его больше ничто не интересует. Я знал многих учеников, которые, учась на пятерки, на остальных смотрели высокомерно-презрительно. Естественно, одноклассники с такими людьми предпочитали не общаться. Наконец, отличник из тех, которым нужны пятёрки, будет делать всё ради высокой оценки. А это уже страшно.

    Никто не говорит о том, что все учить и вообще прилежно заниматься не нужно. Напротив, школа вроде бы именно этого от ученика и требует. Но многие ли могут одинаково старательно учить все, одинаково ревностно относиться ко всем предметам? Сами знаете, что очень немногие. Почему – не вопрос: человеку что-то нравится больше, что-то меньше, что-то вообще не привлекает. И это естественно. Кроме того, далеко не каждому так уж важна высокая оценка. Наконец, учиться только на пятёрки – занятие рискованное. Приведу выдержку из книги академика А.В. Петровского: "Позволю себе выдвинуть психологическую гипотезу. Равномерно распределяя усилия на все школьные предметы, дабы обеспечить себе пятерки, "отличник" часто утрачивает способность углубленно сосредоточиться на чем-то одном. Между тем я доверяю афоризму: "Человек должен знать немного обо всем и все о немногом". Стараясь по всем предметам успеть лучше всех, человек может остаться без увлечения, без Дела. Так случилось с героиней повести В. Тендрякова "Ночь после выпуска" отличницей Юлей Студенцевой: "Школа заставляла меня знать все, кроме одного – что мне нравится, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравится, то и дается трудней, значит, этому ненравящемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и… и не смела сильно любить… Теперь вот оглянулась, и оказалось – ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы и… школы. И тысячи дорог – и все одинаковы, все безразличны… Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!"

    А ведь учителя об этом обычно не задумываются. И вроде бы понятно: учитель старается пробудить в ученике интерес к своему предмету, и если этого интереса нет, то не надо паниковать: значит, человек увлечен чем-то еще. Двойки не получает – и ладно.
Впрочем, дело не только в этом, поскольку в школе вообще не спрашивают, что кому нравится, а заставляют учить все. Почему? Потому что считается, что наша школа занимается всесторонним развитием человека, а кроме того, выпускник должен быть готов к учебе в любом институте. Конечно, уже придумали специализированные школы, классы разного профиля, но и спецшкола не дает гарантий. Почему? Да потому, что никому, даже самому старшекласснику, не может быть известно, чем он увлечется через минуту. Мне уже приходилось сталкиваться с подобными вещами: одна девушка два последних года проучилась в специализированной школе при медицинском институте, а за две недели до вступительных экзаменов вдруг передумала и решила поступать на филологический факультет МГУ. Не поступила, конечно.

    Однако я отвлёкся: разговор шел об оценках. Понятно, что оценка на самом деле не показывает знаний ученика: слишком много факторов на оценку влияют. Например, настроение во время контрольной работы. Или проще: выспался человек или нет. И смотришь потом на свою работу, удивляешься: как я мог так глупо ошибаться? Мог, и вовсе не глупо. Даже серьезные ученые свои рукописи правят несколько раз и все равно не все ошибки замечают. Другой пример: человек во время контрольной работы не мог не помочь своему соседу по парте, а на свою работу из-за этого времени не хватило, и оценка получилась ниже. А тему-то человек знает! Опять оценка не соответствует действительности. Или еще хуже: поменялся учитель. У нового преподавателя свои требования, и первое время оценки уж точно будут ниже. Психологи утверждают, что процесс привыкания человека к человеку занимает приблизительно два месяца. А для школы это целая четверть.

    В конце концов, не в оценке дело. Нельзя же всю жизнь расписать по пятибалльной системе. Да и вообще практика показывает, что из троечников часто получаются специалисты куда более сильные, чем из отличников. Почему? Потому что, как правило, троечник озадачен не тем, чтобы получить хорошую оценку, а тем, что его интересует. Конечно, и троечники бывают разные, я вовсе не хочу сказать, что каждый средний ученик лучше примерного. Однако в институте отношение человека к учебе сильно меняется, если, конечно, он пришел учиться, а не диплом получить. Во-первых, в институте все иначе: никто не будет за тобой ходить и напоминать, что ты должен сдать какой-то зачет; никто вообще не озадачен тем, как ты учишься, потому что теперь это только твоя проблема. Во-вторых, человек наконец-то оказался на своем месте, занимается только тем, что ему интересно (это в идеале), или "не туда попал", и тогда речь уже не об оценках.

    Впрочем, часто многое в программе института кажется студенту лишним. Вопрос школьника, увлекающегося, например, биологией: "Зачем мне эта физика?!" – потом перерастает в вопрос студента биологического факультета: "Зачем мне эта философия?!" Однако всё-таки в этом есть смысл. Не так давно в Петербурге провели эксперимент: в одной школе класс гуманитарной направленности полностью освободили от занятий точными науками. В итоге выяснилось, что студенты из этих школьников получились гораздо более слабые по сравнению с выпускниками традиционных школ. А вышло так именно потому, что точные науки крайне важны для развития способности думать. Человек потом за всю жизнь может ничего не вспоминать из физики или геометрии, но свое дело эти школьные предметы сделали.

    Извините, пожалуйста, опять я отвлёкся. Об оценках хочу еще сказать, что очень часто противно бывает смотреть, как ученик эту четвёрку или пятёрку клянчит, хотя на самом деле он твой предмет не знает настолько хорошо. Много, ох, как много зависит здесь от характера!

    Встречались мне, к счастью, ученики, которые иначе относились к поражениям. Была у меня пятиклассница, которая училась старательно, в основном на пятёрки. И вот однажды она получает за домашнюю работу двойку. Я удивился, наверное, больше, чем она, сказал, что объясню ей эту тему еще раз. Но она отказалась и попросила другое задание на ту же тему. Написала – опять пара. Я ей снова предлагаю помощь, а она отказывается. В общем, с шестой попытки она сделала все правильно. За такую спортивную злость можно только уважать. И вот еще что важно: не только оценка ей была нужна, но и сознание того, что она может выполнить эту работу сама.

    Бывали и другие… Молодой я тогда был, наивный. И очень неприятно было узнать, что одна из лучших учениц класса готова ради пятёрки на что угодно. Я случайно услышал, что она ходила ко мне на литературные вечера только потому, что считала это лучшим способом поддерживать со мной хорошие отношения. А хорошие отношения ей были нужны потому, что она полагала, будто в ином случае не видать ей пятёрки в аттестате.

    Я говорил уже, что мне всё равно, какой у класса уровень успеваемости. Как это возможно? Для этого нужно при проверке работ превратиться в автомат и оценку ставить строго в соответствии с нормами. Лучше вообще смотреть на обложку тетради только после того, как поставишь оценку. Конечно, мне неприятно ставить двойки. Но уверен, что всерьез переживать за оценки учеников надо потом, на экзамене. А во время учебного года такие переживания, по-моему, ни к чему хорошему не приведут. Если я стану заботиться о хороших оценках, ученики перестанут заботиться о выполнении заданий, потому что будут знать, что я всеми правдами и неправдами им эти хорошие оценки поставлю.

    Впрочем, учителя все разные, и мне знакома учительница, которая того же самого добивается, исходя из совершенно другой философии. Она считает, что хорошая оценка – это забота учителя, и не отстанет от ученика до тех пор, пока он не выполнит работу достойно, тем самым, разумеется, добиваясь и более прочных знаний. Что ж, мне кажется, что и такой метод весьма продуктивен. Знаю еще учительницу, которая говорит, что во время учебного года из ученика нужно выжать все, на что он способен, а на выпускном экзамене пожалеть его и поставить оценку повыше, если это, конечно, возможно. С ней я никак не могу согласиться, потому что мне думается, что при таком подходе к делу многие могут получить несправедливо высокие оценки, и это будет нечестно по отношению к тем, кто действительно знает предмет. С точки зрения выпускника, наверное, в этом споре прав не я. Ну что ж… На то мы и разные люди, чтобы даже в игру с общими для всех правилами играть по-разному.
Tags: из первой книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments