Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Category:

Бессмысленное противостояние

Это давно повелось, а в последние лет десять стало значительно острее. Я не стану давать здесь ссылки на чьи-то ЖЖ – просто поверьте, что многие люди, в школе не работающие, пишут об этом противостоянии. Если же хотите увидеть наиболее характерные примеры – загляните вот сюда:

Учителя:
http://planetashkol.ru/articles/25776/
http://planetashkol.ru/articles/26081/
http://planetashkol.ru/articles/25758/

Ученики:
http://planetashkol.ru/articles/25788/
http://planetashkol.ru/articles/26041/
http://planetashkol.ru/besedka/blogs/Yulenka/2366.php - здесь ещё и комментарии весьма показательные.


Да и вообще там письма отражают ситуацию:

http://planetashkol.ru/articles/section/1928/

Рискну предположить, что мне удастся посмотреть на проблему как минимум с двух сторон, поскольку я и учитель с приличным стажем, и родитель девятиклассницы. А говорить буду о столкновении учителей и родителей, учеников и учителей, "общества" и "школы". Последние два слова беру в кавычки, поскольку есть некоторая натяжка в таком обобщении.



    Есть много претензий к школе. Высказывают их обычно родители учеников и сами ученики. И претензии чаще всего обоснованные. Я и сам папа, у меня тоже найдутся претензии. Иногда даже диву даёшься: ведь школа же одна из лучших в Москве, а там и то, и вот это, и ещё такое-то и такое-то… Но не стану о конкретных претензиях к конкретной школе говорить, потому что сейчас хочу другого.

    Основная причина очевидна: российское образование давно и тяжело болеет. Не надо быть экспертом в этой области – достаточно иметь хоть какое-то отношение к школе.

    Попробуем собрать вместе традиционные претензии к школе. Сначала – от родителей.

    Первое – претензии к отдельным учителям. Учителя плохие: или предмет свой не знают, или научить не умеют; или требуют слишком много, задания дают на дом непомерные, контрольные – слишком сложные, или ничего не требуют, ставят пятёрки на пустом месте, а потому дети ничему не учатся; или не умеют воспитывать и требовать; или несправедливы, придираются, имеют любимчиков, а других гноят; или не так причёсаны, не так одеты; или взятки и подарки вымогают, или "скрытые взятки" – вынуждают заниматься отдельно за деньги; или не берут подарков, вообще к ним не подойдёшь, "по-людски" не договоришься; или не так себя ведут: хамят ученикам, высокомерно "вещают" на собраниях; или хотят невесть чего, проклятые огрызки советской системы, хотя уже давно на дворе XXI век и демократия с интернетом; или хотят невесть чего, проклятые порождения ельцинско-путинского кошмара, а вот в СССР были правильные школы…

    Второе – обобщения: школа сейчас не занимается детьми (а раньше занималась – октябрята-пионеры-комсомол); учителям на всё наплевать, сидят на тёплом месте с большим отпуском и ничего не делают; директора жиреют на взятках, но ничего не хотят, только вынуждают носить форму (вариант – даже формы нет, как и дисциплины); образование дают в целом отвратное, школа ничему не учит, приходится нанимать репетиторов; создали школы "для буржуев", а остальных вынуждают или большие деньги платить, или заниматься в районных школах "для гастарбайтеров"; вообще в школах сплошь поборы; собирают в один класс нормальных детей (= дети жалующегося и в лучшем случае ещё двое-трое) и всяких уродов (= соседский ребёнок), и нет никакой возможности защитить нормальных детей от всяких уродов; если в школе чему-то и учат, это всё в жизни не пригодится; в школах работают только недоумки и неудачники, потому что не сумели заработать много денег (это популярное мнение моих ровесников, которые в девяностые годы правдами и неправдами деньги заколачивали, отчаянно завидуя Чубайсу и иже с ним и вполне успешно беря с него пример); эти недоумки и неудачники не могут научить наших детей ничему путному, а потому не стоит на них вообще внимания обращать – надо пережить школу, как переживают стихийное бедствие…

    Третье – претензии к государству: экзамены бессмысленные и нечестные; программы идиотские; много ненужных предметов и мало или почти нет актуального; финансирование недостаточное, и официально бесплатное российское образование давно уже превратилось в тайно платное; педвузы выпускают недоучек, а те в школах творят что хотят; нет никакого контроля за безобразиями в школе; государству нет дела до образования – только на словах, а потому год за годом в мир выходят митрофанушки…

NB. Надо учитывать, что набор противоположных по смыслу претензий желающий легко услышит в разговоре с родителями учащихся одного и того же класса. Занятно, правда?

    Теперь – традиционные претензии учеников.

    Заставляют учить всякую ненужную нудятину, вообще учат скучно и скучному; требуют слишком много; оценки ставят несправедливо; непонятно объясняют или вообще не объясняют, а потом контрольные дают только потому, что кто-то чихнул во время урока; вынуждают носить форму (вариант – формы нет, а потому с одеждой в школе вечные проблемы); заставляют участвовать во всяких мероприятиях и ездить на бессмысленные экскурсии; если ты не любимчик, тебе никогда не получить пятёрки; всё равно нет смысла учиться, потому что потом надо будет заниматься с репетитором и на курсах, а в школе ничего не дадут для поступления; держат в школе всяких уродов, а на то, что уроды тебе жить не дают, даже не смотрят, и жаловаться бесполезно; зажимают в дикие рамки, не дают самовыразиться, даже мнение своё высказать нельзя, а сами отстали от жизни, ничего не понимают даже в собственном телефоне…

    Достаточно? Если мало, любой из этих списков я могу легко увеличить вдвое. Более того, это всё правда. Только не всеохватная. Потому что есть в целом хорошие школы с более-менее адекватной администрацией; есть прекрасные учителя, умеющие и рассказать интересно, и задания придумать неординарные; есть нормальные, чуткие люди среди учителей, с которыми и поговорить можно о наболевшем, и поделиться сокровенным; есть те, кто действительно помогает войти во взрослую жизнь; есть учителя, которые не берут ни подарков, ни взяток, хоть скрытых, хоть явных; есть учителя, не хуже школьников овладевшие современными, пардон, гаджетами… А ещё потому, что зачастую причины жалоб оказываются вовсе не в их предмете. Например, жалобы на несправедливость часто появляются вследствие стремления скрыть собственную лень; а жалобы на скуку часто появляются потому, что в школу приходят дети, совершенно не готовые к учёбе, и тут уже начнётся новая глава этой скорбной повести – о жалобах учителей.

    На что сетуют учителя?
    На родителей, которые не понимают, зачем нужно образование, и на детей таких родителей, поскольку чаще всего им поздно объяснять, что и зачем; на хамство и распущенность школьников; на скандальных мам, которые со своей куриной любовью к чадушке не видят ничего, кроме необходимости навсегда это чадушко укрыть и запеленать, а потому во всех неудачах и неуспехах митрофанушки виноват учитель, конечно; на недостаточный для школы уровень развития детей, из-за чего порой физически невозможно в условиях всеобуча обеспечить усвоение хотя бы программы; на сам всеобуч с его уродской классно-урочной системой, программой, единым ГЭ, из-за чего не только мифический "личностный подход" становится практически невозможным, но и вообще нормальное преподавание предмета уходит в прошлое; на дикую нагрузку, из-за которой не хватает сил даже на плановую проверку тетрадей, не говоря уже о том, чтобы каждый урок сделать интересным и ярким; на ненормальное начальство разных уровней, из-за которого приходится тащить целый воз никому не нужных бумажек, сидеть на совещаниях, гробить время и нервы на аттестации; на постоянное урезание часов, выделенных на изучение основных предметов, программу по которым при этом никто не урезает; на появляющиеся каждый год новые требования, от которых только стонать и остаётся…

    И это всё правда. И этот список могу увеличить втрое. И эта правда не всеохватна: есть и нормальные родители, и адекватные ученики, и много чего другого приятного случается…

        НО.

    Любят, ох, любят наши СМИ развести противников и столкнуть их лбами, да чтобы побольнее и погромче. "К барьеру", "Картина маслом", "Пусть говорят" – да мало ли таких передач! И люди тоже поспорить любят. А потому не только смотрят такие передачи, но и сами активно дерутся на интернет-форумах и - что печальнее - в жизни.

    И вот как-то уж оно сложилось, что родители учеников в целом настроены против учителей, а учителя в целом, увы, недовольны родителями и учениками. Прибавьте к этому ещё и то, что учителя недовольны начальством, начальство – учителями, ученики – и начальством, и учителями, и родителями – и мы получим весь этот мутный поток взаимных обвинений, высказываемых непримиримыми людьми.

    Ужас в том, что стороны не желают, а часто и не могут услышать друг друга. А ещё – в том, что есть объективные причины, с которыми не может справиться, например, один директор школы, или один учитель, или один родитель, или один ученик, а объединяться они не умеют. Или не желают.

    Доказательств надо? Да пожалуйста! Все свои жалобы, как правило, родители высказывают друг другу и в интернете. Только дай им учителя – загрызут, всех собак на него навешают, во всех грехах обвинят, а ежели рядом другой подвернётся – и ему достанется. И слушать не желают: красная тряпка – и только! А о хорошем в школе, о прекрасных учителях – нет, не дождётесь.

    Например, недавно тут кое-кому не понравилась одна моя фраза, и тут же нашёлся добрый советчик, который предложил донести на меня директору моей школы, чтобы он решал, имею ли я право высказываться в интернете... Может быть, и донесут. Такое бывало.

    При этом на собрании – ни гу-гу. Молчат вглухую. Ну, или набрасываются с жалобами на классного руководителя, а стоит войти учителю, к которому так много претензий, как сразу стихают, улыбаются и лицемерно благодарят. Что – неужто картина эта никому не знакома? Полноте! Если родители учеников и решаются открыто протестовать, то лишь тогда, когда чувствуют поддержку директора школы. Я на себе испытывал, знаю, как оно. А так - в интернете можно оторваться: найти учителя и поливать грязью до тех пор, пока он, гад, не почувствует, насколько виноват.

    Ну, а учителя? Я сам – для честного примера только себя и можно взять, ведь так? Вот я написал в своём ЖЖ, что он посвящается уставшим учителям, и вывешиваю в основном неприятное. Вот надо мне излить – и я изливаю. Просят меня иной раз мои френды что-нибудь хорошее рассказать о школе – бывает, рассказываю, но ведь редко. Почему? Да всё потому же: хорошее можно и в себе пережить, а плохое надобно излить, чтобы найти понимание и сочувствие. Тем более что в своём коллективе я не могу себе позволить откровенничать – донесут непременно. Всё, что я говорю, обязательно доходит до ушей директора. И что не говорю – доходит. Придумают, а как же…

    Пробовал я и по-другому, вы же знаете. Против ЕГЭ со своими выпускниками дошёл до Болотова. Толку ноль. А может, и не ноль, но если бы тогда нас поддержали массово и грамотно (родители-юристы, ау!), может, и ЕГЭ отменили бы. Ну, или хотя бы привели в человеческий вид.

    И что? На партсобраниях, которые во многих школах по странной традиции педсоветами именуются, я уже третий год молчу, потому что точно знаю, что плетью обуха не перешибёшь, а поддерживать меня никто не станет. Вывод? Или мне, подобно пылкому Чацкому, по-романтически бескомпромиссно бросить школу, или оставаться и делать всё, что могу, так, как считаю нужным, а в остальных случаях подчиняться системе.

    Помните, может быть, такой выпуск "Ералаша" (старый, когда "Ералаш" ещё не опошлился): там какую-то конфликтную ситуацию в классе разбирают, встаёт один парень и говорит: "А что я один мог сделать?" Потом второй – с тем же текстом, потом третий… И в итоге весь класс стоит и скандирует: "А что – я один – мог – сделать?"

    Вот и все мы так, видимо. Ни родители не желают объединиться и разумно повлиять на события, ни школьники не способны что-то изменить вместе (А рассказать, как мы в восьмом классе учителя уволили, а? Это был 1987 год, Советский Союз, между прочим.), ни учителя не могут вместе повлиять на такие важные для них вещи, как образовательная политика государства или – хотя бы! – своей же школы…

    И на компромисс не пойдёт почти никто.

    Многие учителя, уставшие и измотанные, с привычным раздражением (как привычный вывих примерно) выслушают меня и отмахнутся, давно не веря в возможность конструктивного диалога, а то и не желая его уже: до пенсии дотянуть бы, и ладно.

    Многие родители тоже только в позу встанут. Ведь увидеть в учителе человека – это для большинства дело невозможное. Попробуем собирательный портрет идеального учителя создать. Вот если все эти претензии в кучку свалить – вылепится примерно следующее: это идеалист, для которого главное – служение высоким целям воспитания и обучения детей (не своих); он готов работать на две-три ставки, потому что для него главное – работа; он же готов работать на полставки и жить на ползарплаты, потому что для него главное - работа; он настоящий профессионал, то есть прекрасно знает свой предмет, умеет интересно и понятно объяснить, заинтересовать ученика своим предметом, "подобрать ключик"; великолепно ладит со всеми учениками, к каждому у него подход; а ещё он вежлив и корректен всегда – настоящий образец и для школьников, и для всех остальных; он идёт в ногу со временем и постоянно осваивает новое, от новых устройств до новостей науки; он всегда готов помочь, он объективен и справедлив, интеллигентен и мягок, не выходит из себя, всегда корректен и предельно внимателен; он знает, что только сам виноват в неудачах своих учеников, и умеет каждого научить хорошо; он способен понять проблемы конкретного ребёнка и всей его семьи и всегда поможет, если что, поддержит и подскажет; он понимает, что перед ним "ещё дети", а потому снисходителен…

    Уф. Что-то дальше мне не хочется это рисовать, хотя можно было бы ещё столько же накатать. Вместо этого скажу одно: если розовые очки снять, станет очевидно, что таких идеальных учителей не бывает, как не бывает ничего идеального, и сферический учитель в вакууме не распахнёт объятья милым крошкам, чтобы вести их по школе и по жизни вместо родителей все одиннадцать лет. И идеальных школ не бывает – бывают только более или менее отвечающие вашим ожиданиям. И идеальных учеников нет, ведь и они живые. Однако учитель как раз часто способен объективно оценить доставшихся ему учеников и выстроить работу с ними, исходя из того, кого он получил. А вот родителям и ученикам объяснить что-либо не всегда получается.

    И ещё: для учителей образ идеального ученика всегда примерно один и тот же. А вот идеальный учитель у каждого свой: одному нужен мягкий и весёлый, другому знающий и требовательный, третьему справедливый, но не строгий, четвёртому – свой в доску, но при этом профессионал… И на всех всё равно не угодишь.

    Что я обычно слышу в свой адрес в сети? Что сам выбрал профессию, сам и должен соответствовать; что это моя работа – я и обязан её выполнять, а если что не так – виноват я. Нагрузка большая? Никто не заставлял; ставка – 18 часов, вот и работай 18. Не умеешь заинтересовать литературой – сам виноват, плохой ты учитель, и всё тут… Ну, и т.п. И объясняться бессмысленно. Просто бесполезно рассказывать, насколько велика роль родителей во время дошкольной жизни ребёнка в том, каково ему будет и в школе, и в жизни; безнадёжно даже пробовать объяснить, что в большинстве случаев пятиклассника уже поздно заинтересовывать литературой; нет никакого резона говорить, что ты не можешь вести 18 часов, потому что тебе семью надо кормить – это просто пшик для них, они не понимают, что ты живой, что у тебя тоже дети, ты можешь и заболеть, и горе у тебя может случиться… И не поймут никогда. Помнится, ещё в 1992 году, в мой первый год работы в школе, пятиклашки мои сильно удивлялись, увидев меня на улице, видимо, потому, что место учителя в школе. И они же терялись совсем, если звонили мне домой, а к телефону подходил не я. Как же так? Номер я дал? Значит, и трубку должен я снять!

    Да, увы, для многих родителей и учеников учитель – робот, у него не должно быть семьи, своих дел, он не должен уставать и болеть, его место на работе, его проблемы не существуют в реальности, а если он чем-то недоволен – сам дурак.

    Но и для многих учителей нет проблем семьи и ребёнка. Уезжал – сам виноват. Болел – а кого это волнует, если у нас контрольная? Линейку забыл? А голову не забыл? Родители прийти не могут? Тогда и… – ну, и по нарастающей.

    Что мы имеем в итоге? То, что заявлено в заголовке. В большинстве случаев это бессмысленная вражда, которая ни к чему хорошему не приводит и выхода из которой я не вижу, поскольку иным родителям и иным учителям объяснять бесполезно, многих учителей и правда надо из школы гнать, но вот вопрос: кто встанет на их место?

    Да, идеальной школы не бывает. Так это же нормально! Мир у нас тоже не идеальный, а иного полигона социализации, кроме школы, у нас нет. Сделать же её более человечной, да вообще изменить к лучшему было бы можно вместе, и такие эксперименты делались, но когда я сталкиваюсь с родителями вроде тех, кто на днях меня по стене размазывал, я отчётливо понимаю, что у меня самого просто не получится, тем более что нужно ещё переламывать вышестоящих.

    Эх, были бы деньги – открыл бы микрошколу. Частную. Чтобы там учеников пять-шесть, чтобы я сам их туда принял и сам учил бы вместе с несколькими адекватными единомышленниками. Но это ж немыслимо – государство всё равно не даст. Да и денег нет.


PS. Запись без замка - попробую ещё раз открыто, хотя точно знаю, кто набежит и что понапишет.
Tags: личное, учительское, школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments