Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Category:

О читательском опыте и "обязательном" списке книг.

Выношу из комментариев, так как считаю, что эта тема заслуживает отдельного разговора.

Началось всё здесь: http://rayskiy-sergei.livejournal.com/386906.html

А сказать хочу вот что...


       Есть произведения, знакомство с которыми формирует человека, и от того, как и когда человек познакомится с этими произведениями (и, разумеется, от того, произойдёт ли это знакомство вообще), зависит, каким человек станет.

       Вот лишь один пример: мой преподаватель философии в вузе, рассказывая о философских идеях в русской классической литературе, сказал, что люди делятся на две категории: одни прочли "Братьев Карамазовых", другие нет. Он уточнил, что это вовсе не означает, что одни лучше или умнее других - нет, это просто разные люди. Было это на первом курсе. Достоевского я уже тогда любил, но до "Братьев Карамазовых" ещё не дошёл. После этой лекции я почти сразу же прочитал этот роман и могу свидетельствовать: мой преподаватель прав, эта книга меняет человека.

       Разумеется, для того, чтобы это случилось, до "Братьев Карамазовых" нужно было прочитать многое, иначе ничего не получится. Ведь есть же люди, которые утверждают, что им не нравится "Евгений Онегин" или "Мастер и Маргарита", хотя эти книги, как и "Братья Карамазовы", выше банальной оценки. Великая книга, или картина, или скульптура непременно воздействует на сознание человека, если человек к этому воздействию подготовлен. Отсюда - вечный вопрос о содержании эстетического воспитания, о "золотой полке" книг. Да, для каждого она своя, но нет абсолютно не совпадающих "золотых полок". Если мы начнём выяснять, кто какие книги читал в детстве и отрочестве и кто какие книги даёт читать своим детям, то непременно окажется, что эти списки во многом совпадут. Почему? Потому что необходимый читательский опыт создаётся своевременным прочтением именно тех книги, которые воспитывают читателя, интуитивно понимающего, что стоит читать, а что нет. И этот опыт формируется не повторением проб, а в первую очередь воспитанием вкуса к истинной литературе за счёт раннего знакомства как раз с теми книгами, картинами, скульптурами, которые "обязательны для посещения". А эта обязательность обусловлена тем, что эти произведения составляют так называемый золотой фонд мирового искусства.

       Конечно, всё сказанное выше можно игнорировать: это зависит от цели, которую человек ставит перед собой, заводя детей. Я вовсе не настаиваю на том, что все должны читать с детства, поскольку был и остаюсь убеждённым противником всеобуча, так как понимаю, что так называемая демократия в наши дни многими воспринимается как свобода от обязательств перед обществом и перед самим собой. Коротко говоря, если есть право на образование, должно быть и право на невежество. Тем не менее мой личный опыт говорит мне, что правильное чтение в значительной степени формирует и ум, и то, что принято называть душой, и ещё чтение воспитывает талант, если он есть. А уж о формировании умения выражать свои мысли я и заикаться не стану - надоело уже.

       И последнее. Мой собеседник сказал, что выбор книжки - еще и функция настроения, состояния читателя. - Да, настроение играет роль в выборе. НО настроение можно и нужно создавать, чем, кстати, и занимаются учителя на уроках литературы (не только этим, конечно).


PS. Снимаю замок с этой записи, так как надеюсь, что эта тема непривлекательна для троллей.

UPD. Выношу из комментариев ответ на вопрос-упрёк, почему я не привёл здесь этот самый список книг, обязательных для прочтения (без него, говорят, всё это читать неинтересно):

Поскольку я не ставил перед собою цели заинтересовать всех без исключения, не стану и тратить силы и время вот так, срочно, ради ЖЖ, и всю ночь корпеть над этим списком, тем более что кончится это понятно как: в комментариях меня разорвут на части, обвинят в навязывании окружающим моих личных читательских пристрастий, непременно поинтересуются, как это таким уродам доверяют литературу преподавать - в общем, проходил я всё это. Пост без замка, и провоцировать людей на безобразия я не хочу.
Tags: филологическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments