Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Навеяло

Вернулся с дачи. Честно просмотрел всю френд-ленту за несколько дней. Наткнулся на этот пост и решил, пока лето, излить в своём ЖЖ... нет, пожалуй, правильнее сказать - налить. Да, налить лужицу личных эмоций по этому поводу. Потому что сам всегда профессионально дёргаюсь, если вижу ошибку или опечатку, а реакция редко бывает адекватной.

Сразу выскажу некоторые положения, которые представляются мне ключевыми:

       1) Невежество всегда агрессивно, уж простите за трюизм.
       2) Если верить статистике, около 50% населения Земли - инфантильные люди.
       3) Эти самые люди легко находят самые разнообразные оправдания собственному невежеству, столь же легко находя понимание и сочувствие со стороны таких же, как они.

       Кажется, всё. Поехали...

       
Почти все ещё в школе быстро подбирают причины для того, чтобы оставаться невеждами во многих областях знания, но не так много людей, которым в зрелом возрасте хватает мужества (да и знаний, чего уж там!) для того, чтобы признать ущербность своего уровня образования. Кроме того, надо учитывать, что для многих русский язык - это "всего лишь" один из школьных предметов. И если человек на этот предмет когда-то махнул рукой, то и во взрослой жизни он не сумеет отличить необходимость быть грамотным от необходимости знать, например, геометрию в объёме школьного курса.

       Официальное предупреждение: Мы не станем здесь обсуждать школьную программу и смысл изучения именно в школе именно логарифмов или именно бензольных колец. И не надо спрашивать у меня с ехидцей, считаю ли я русский язык главным школьным предметом. Нет, не считаю. Просто области применения знаний у русского языка и у химии, например, разные. Ну, куда денешься, если говорить и писать приходится всем и всю жизнь, а решать уравнения - не всем и не всегда? Кроме того, я ничуть не скрываюсь: да, я невежествен в области точных наук, почти невежествен в области наук естественных, да и гуманитарные науки вовсе не все превзошёл, к тому же, будучи школьным учителем, априори являюсь вечным объектом презрительной жалости со стороны "настоящих" литературоведов и лингвистов. И от своего невежества я действительно страдаю, особенно остро ощущая свою ущербность всякий раз, когда требуется знание иностранного языка. В общем, не будем.

       Продолжаем разговор. Кто больше всего раздражает инфантильного человека, который вынужденно демонстрирует своё невежество? Естественно, тот, кто это самое невежество может обнаружить и имеет власть за невежество наказать. А кто это, дети? Пра-авильно: школьный учитель, а также институтский преподаватель, особенно самая жуткая ипостась их обоих - экзаменатор. Думаю, многим из вас встречались хотя бы и в ЖЖ, да и вообще на форумах, такие замечательные отговорки: "Мы чё, на уроке?" // "Я ж не диктант пишу!" И ведь очень много людей, которым достаточно этого, как сейчас модно выражаться, дисклеймера. А если вдруг кому-то мало показалось, в ход идёт иной аргумент: "Меня и так все понимают!" (Я намеренно не воспроизвожу здесь ошибки, наивно полагая, что меня поймут и так.)

       Вот и всё. И ничего мы не сделаем. И указать человеку на ошибку - боже упаси! Ай-яй-яй! Это ж дурная манера! А почему? Просто потому, что торжествуют инфантильные переростки. Кстати, особенно сильно обижаются те, кто считает себя грамотным, хотя оснований для этого у человека нет никаких, кроме пятёрки или четвёрки в аттестате. Как дети, ей-богу! Будто отметка в аттестате и вправду фиксирует знание предмета...

       Напоследок - история из жизни. Будучи ещё сравнительно молодым (лет двадцать пять - двадцать шесть мне тогда было) и довольно-таки наивным, я имел несчастье озвучить своё отношение к безграмотным учителям. Собственно, я увидел в учительской объявление, где нашёл две ошибки, причём одна из них была дикой, т.н. "школьной". Ничуть не задумываясь о последствиях, я вслух прокомментировал эти ошибки и исправил их тут же, прямо на стенде. Хочу заметить, что говорил я вежливо, спокойно, не смеялся - просто прокомментировал и исправил. А потом завуч отозвала меня в сторонку и попросила больше так не делать: люди, мол, обижаются. Я искренне удивился: на что тут обижаться, тем более учителю? Однако вот.

       PS. Обратите внимание: в ЖЖ есть немало людей, которые периодически специально говорят о том, что они не обидятся, если им укажут на ошибку или опечатку, да ещё и спасибо скажут за это. По-моему, существование таких постов (а у кого-то - и отдельного абзаца в юзер-инфо) уже о многом говорит.
Tags: устал, учительское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments