Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Category:

Мифы ЕГЭ. Часть третья.



        Миф третий. ЕГЭ лучше старой системы.


       Очень любят сравнивать старую систему с "прогрессивным" ЕГЭ. В принципе, я уже почти всё сказал и по этому поводу. Кроме того, пересмотрел свои записи прошлого года и понял, что и добавить-то почти нечего, и редактировать почти не надо. А потому просто перенесу сюда то, что мне представляется самым главным.

       На мой взгляд, минусов в ЕГЭ сильно больше. И даже не в том дело, что в ЕГЭ по точным наукам есть плюсы (хотя мнение о ЕГЭ лично знакомых мне квалифицированных математиков резко отрицательное). Всё очень просто, по пунктам:

       1) Обещали равные шансы при поступлении в вуз, объективный экзамен. НО он таковым не является, ибо многие списывают, покупают гарантированно высокий результат и т.п. И где же "кто лучше учился, у того и результат ЕГЭ лучше"? Кроме того, ЕГЭ можно сдать только один раз, и если по каким-то причинам сдал неудачно, то в этом году уже нет шанса доказать, что ты действительно знаешь предмет.

       2) Обещали единую систему выпуска - поступления. НО вузы имеют право устанавливать свою шкалу. У одной из моих выпускниц за ЕГЭ по русскому языку "4" в пересчёте на школьные баллы. В одном вузе эта "четвёрка" превращается в "двойку", а в другом даёт 8 из 10 возможных баллов. Один вуз принимает только ЕГЭ, другой - ЕГЭ только по одному предмету, третий - вообще не принимает ЕГЭ... И где тут равные шансы?

       3) Обещали, что ЕГЭ откроет путь для обучения в вузах крупных городов "талантам из глубинки". НО, во-первых, вузы крупных городов не безразмерные, т.е. примут всё равно столько приезжих, сколько мест в общежитии; во-вторых, никто не оплатит талантливому пареньку из рыбацкой деревушки на Камчатке дорогу до Москвы и проживание в Москве; в-третьих, по результатам ЕГЭ в вузы не первый год валом идёт безграмотная серость.

       4) Обещали, что ЕГЭ будет заслоном на пути взяточников в вузах и школах. НО коррупция просто переместилась - другие люди продают ответы на ЕГЭ и получают за это огромные деньги; кроме того, чиновники, заинтересованные в том, чтобы их область (район, республика и пр.) хорошо выглядела на общем фоне, сами организовывают завышение результатов ЕГЭ (напр., прошлогодняя история в Татарстане, результаты ЕГЭ на Кавказе и пр.).

       Теперь ещё несколько мыслей на тему. Навеяны они интересной позицией одной из моих прошлогодних собеседниц (тоже немного буду цитировать). Она вопрошала: "Да неужели что-то может быть хуже старой системы?" А старая система, по мнению спрашивающей, была насквозь продажной.

       Хм. Для начала вот что:

       1) любая система изживает себя со временем: наплыв своего рода спаек, тромбов и отложений солей постепенно уничтожает её жизнеспособность; в итоге почти всё хорошее, что было в основе, попросту убивается;

       2) в такой ситуации находится немало людей, которые искренне считают, что проще "разрушить до основанья, а затем" построить новое, несомненно, лучшее;

       3) однако "а затем" мы имеем дело с нынешней ситуацией, которая целиком укладывается в рамки высказывания, авторства которого не припомню, но не процитировать не могу: "Революцию придумывают гении, осуществляют фанатики, а результатами пользуются подонки"; от себя добавлю: а страдают обычные люди.

       Что такое старая система экзаменов? Чем она, в сущности, плоха? Возможностью несправедливого снижения или завышения оценки? Так и ЕГЭ, как мы выяснили, ничуть не лучше, даже хуже, поскольку жаловаться не на кого. Старая система перестала удовлетворять не столько потому, что много коррупции, сколько потому, что изменилась система обучения и уровень обученности, и это при том условии, что от школ и вузов требуют "качества образования". А под эту систему ЕГЭ всё равно не подходит. Прежде всего потому, что изменилась востребованность образования, и не в лучшую сторону. Анекдот про три прОцента знаете? А ведь мы в рамках этого анекдота почти двадцать лет прожили.

       Да неужели что-то может быть хуже старой системы? – Да. Хуже – непродуманная новая. Даже если мы будем говорить лишь об одном аспекте – о желающих купить и продать, то следует признать: при ЕГЭ продажа приняла гораздо большие размеры.

       Эта же дама сказала: "Мне кажется, те сотни школьников, которые пишут прошение о том, чтобы ЕГЭ отменили, на самом деле – такие же обиженные мальчики, которым не дали всех на...ть. Потому что их родители весь год копили деньги, а в конце года оказалось, что сейчас будет проверять (О УЖАС!) знания!" – Пусть не кажется. Те мои ученики, кто писал и подписывал это письмо год назад, это как раз те люди, которые учились и сдавали честно. И возмущены они прежде всего тем, что им обещали честный экзамен, а оказалось всё как всегда. Да, это наивно, но это их честная реакция на безобразие. И они никого не стремились купить или обмануть. И родители их деньги копили не на экзамены, а на оплату обучения в том случае, если их ребёнок из-за ЕГЭ по баллам не пройдёт на бесплатное отделение вуза.

       Это ещё одно больное место ЕГЭ: каждый вуз, стремясь оградить себя от потока серости, так задирает планку, что поступить на бесплатное отделение по ЕГЭ очень сложно. Можно – но легче с купленным ЕГЭ. Что и происходит. А моя троюродная сестра в рамках старой системы, на которую многие так ополчаются, семь лет назад сама поступила в МГУ, приехав из Орла, а не живя в Москве, не посещая курсы или "нужных" репетиторов. И жена моя ...надцать лет назад сама поступила в МГУ. И я в своё время поступил сам в тот вуз, который выбрал. А до того – точно так же сам провалился, будучи слишком самонадеянным. И огромное количество нормальных людей поступали, и учились, и выпускались сами. Да, блатные всегда были, и покупка экзаменов имела место, но у меня за 16 лет насчитывается большое количество выпускников, самостоятельно поступивших в своё время в вузы. А вот с ЕГЭ, простите, неувязочка. И этот крик (ДА НЕУЖЕЛИ ЧТО-ТО МОЖЕТ БЫТЬ ХУЖЕ СТАРОЙ СИСТЕМЫ?), повторю, очень меня удивляет. Происходящее сейчас с ЕГЭ иначе как организованным развалом образования не назовёшь:

       1) Требуются не знания, а умение решать тестовые задания, а чаще – просто угадать правильный ответ, поскольку многие задания составлены так, что и дурак решит на свою "тройку", а вот сильный ученик, которому нужно "5", часто встаёт в тупик, поскольку среди четырёх предложенных ответов нет ни одного правильного. А этот балл решает его судьбу!

       2) Многим и думать-то не требуется, поскольку "2" за ЕГЭ даёт "3" в аттестат! Да никакие "ужасы" старой системы и на милю не приближались к этой диверсии! Да, новая глава Рособрнадзора сказала, что со следующего года это прекратят, но обмолвилась, что нужно думать, как быть: задания пересматривать или ещё что-то придумывать.

       3) Продажа ответов поставлена на широкую ногу. И есть тысячи мошенников, продающих ненастоящие ответы. Да, болванов, которые думают лишь о том, как бы списать, много. НО теперь этим болванам даны все условия для того, чтобы списывать! Выложенные в интернет ответы - это просто подарок для ленивцев! Да ни на один экзамен старой системы такие ответы не выложишь! Даже готовое сочинение (тот ещё кошмар) – это объёмный текст, который ещё надо выбрать из книжки, да суметь списать, да ещё ошибок идиотских при списывании не наляпать… А тут один листочек – и "четвёрка" в кармане!

       Ладно. О кошмарах ЕГЭ могу писать километрами, но эти кошмары, увы, мало кого волнуют, потому что никого не интересуют те, кто действительно учится и на самом деле готов и хочет своими силами поступить в понравившийся вуз и получать образование. Всех волнуют только загадочные "таланты из глубинки". А о притоке серости по ЕГЭ у меня в ЖЖ уже писала студентка ВШЭ.

       Позавчера Смолин процитировал слова Бунимовича: "ЕГЭ – это кукуруза в образовании". По-моему, лучше не скажешь.
Tags: ЕГЭ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments