Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Category:

Про качество образования. Пока ещё не матерюсь.

       На днях моя бывшая однокурсница, а ныне чиновница Рособрнадзора, затеяла со мной разговор о качестве образования. Кое-что из этого разговора я хочу здесь опубликовать.

       Началось всё с её вопроса:

       …меня интересует более широкий, но совершенно непонятный вопрос: а что есть контроль качества образования, кроме итоговых аттестаций?

       А я не удержался. Результаты словесного недержания – под катом:



       Что есть контроль качества образования - это не вопрос. Качество образования видно исключительно в работе специалиста, это образование получившего. А если речь о школьниках, то всё ещё проще: либо он грамотен, либо нет: посмотрите, что и как он пишет сам, а не на оценку; либо он умеет считать и думать, либо нет - посмотрите, что он покупает и что ест, например; либо он понимает, что такое, скажем, геополитика, менталитет, духовная сфера, либо пиво пьёт и флагами размахивает.

       Да и вообще, кто сказал, что школа должна всех "качественно образовать"?! Сначала отработайте контроль качества материала, т.е. принципы приёма в школу. Потом отработайте систему мер воздействия на ученика и его родителей, чтобы можно было спокойно преподавать, чтобы ни один гад и хам не мешал учиться другим и работать учителю. Заодно вспомните, что преподаватель не видит половину аудитории, если перед ним сидит больше 21 человека - это азбука! Стало быть, уменьшите количество учеников в классах. И в конце-то концов, платите учителю достойно за его т.н. "ставку", чтобы мне не приходилось пахать по сорок часов в неделю, не считая частных уроков, дабы хоть как-то прокормить семью, и на лето отложить, и в сентябре до зарплаты дотянуть. Короче говоря, создайте условия для работы. А вот после этого проверяйте "качество образования".

       Фу, и ведь выражение-то какое нашли! Школа - не фабрика и не парикмахерская. Когда это поймут чиновники от образования, когда это поймёт общество, тогда и будет благорастворение воздухов.

       Вау, пафос какой! Дык про качество образования в базовом законе написано, а куда ж от него денешься, исполнять надо...
       Пока к качеству разные потребители (будь то государство как гарант и один из основных работодателей), работодатели в лице профсообществ, родители, сами дети не смогут предъявить внятных требований, будут проблемы. И к учителям, извините, через эту призму будут относиться. Если будут критерии оценки качества данного (даваемого) образования, может, и зарплата повысится.



       Пафос, говоришь? Да потому что достало всё это! Обязали держать в школе всех, запретили ставить годовые "двойки" и оставлять на второй год, а потом ещё "повышения качества" требуют! Давайте ещё запретим задавать на дом упражнения, запретим заставлять учить стихи наизусть, запретим отбор в профильные классы и спецшколы, а потом введём как показатель качества словесную оценку учителя теми учениками, у которых оценки хуже прочих. Зачем? А так, для объективности...

       Теперь о смысле понятия "качество". Какие требования к качеству могут предъявить дети и их родители, если подавляющее большинство сдаёт детей в школы, как в инкубатор? А хотят они следующего:
       1) чтобы ребёнок был под присмотром с восьми до трёх (а лучше подольше, так что школы полного дня популярны);
       2) чтобы ребёночка "не обижали": плохих отметок не ставили, не перенапрягали, не ругали и вообще сюсюкали над ним подольше.

       Правда в том, что большинство родителей – это неучи и наследственные лентяи. У них нет образования, они не знают, что это такое и зачем оно нужно. Они не в состоянии услышать учителей и понять хоть что-то. НО они охвачены массовой истерией поступления в вузы: дитё должно быть пристроено "не хуже, чем у других". Если завтра появится мода на ПТУ (ну, пофантазируем), половину вузов закрыть придётся. Если (попробуем более реалистично) введут контрактную службу в армии и отменят призыв, в вузы пойдёт раз в восемь меньше юношей. Если завтра за замужество до 16-ти лет и за ребёнка, рождённого в 17 лет, государство станет выплачивать 100 тысяч, девицы и школы-то бросят! А сейчас все сидят в школе, изображают учёбу, а мы вынуждены изобретать всё новые и новые способы "рисовать" тройки. Так нас же в этом ещё и обвиняют с высоких трибун всякие там Болотовы! И как только наглости хватает? Знают ведь, что школа лишена права выставить реальные двойки, потому что тут же явится комиссия, спровоцируют родителей на жалобы - и школу разгонят. Такова цена всеобуча. Такова цена "качества".

       Напоследок – о том, как предъявляют требования работодатели. Умный работодатель сейчас встречает претендента, сводит его с психологом, а потом, ежели претендент социально нормален, работодатель отдаёт его под надзор специалиста. На то есть испытательный срок: смотрят, насколько знания соответствуют диплому, потому что этим бумажкам никто не верит уже давно. А послушать чиновников - так у нас качество образования растёт, разрастается, скоро всех переплюнем. Как шампуни и жвачка: всё лучше и лучше, новации-инновации, двинутые-продвинутые-передвинутые…
Tags: школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments