Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Categories:

Продолжая разговор о децелерации и инфантилизме

       Вчера с этой подачи sperantarium я завёл разговор о децелерации.

       В процессе обсуждения я сказал, что постараюсь объяснить родителям учеников, чем всё это грозит. И мне sparrow_grass задала серьёзный вопрос, насколько я понимаю, без подвоха:

       Но вот внятно определить, почему то, что сейчас происходит – плохо, Вы можете? Я спрашиваю потому, что сама внятного ответа не вижу. Ведь живут же инфантильные люди, вполне себе счастливо, не мучаются кучей вопросов... по-моему, это неочевидно сейчас – необходимость уметь думать, быть самостоятельным...

       Да, ведь и вправду неочевидно. В общем, я постараюсь ответить, внятно определить, почему что плохо. Но в процессе отвечания жуткие вещи говорить буду, непопулярные.

       Пусть себе живут инфантильные люди. А почему нет? Всё равно этого не изменить. В современном мире очень многое приспособлено уже для инфантильных. Я возьму только два аспекта: быт и масс-культура.

       Судите сами: скажем, компьютер может освоить человек, который не то что в информатике – в математике ничего не понимает! А «блондинки» за рулём автомобиля? Можно пользоваться сложнейшей техникой и ничегошеньки не знать о том, как она работает. Не хочется расписывать это всё подробно: полагаю, вы и так всё понимаете. Да что там? Я и сам из тех, для кого Windows придумали. Но я хотя бы в иных областях в состоянии придумывать и создавать.

       О культуре поговорю подольше.

       Откроем газетку, включим телевизор, пробежимся по радиостанциям… Примитив на марше: подавляющее большинство передач, статей и пр. – для инвалидов ума.
       Вопросы в телевикторинах (особенно на дециметровых каналах) такие, что зубы ломит от тоски! А отвечают на них (причём чаще НЕ отвечают) преимущественно люди в возрасте от двадцати до пятидесяти лет.
       Тексты песен заставляют корчиться от смеха и стонать от ужаса немногих грамотных и думающих, но большинство в восторге, потому что этого им и надо: меньше текста, ноль смысла, как можно больше повторов – главное, чтобы был модный ритм.
       Наши сериалы… ну, это объяснять и расписывать не надо, да?
       Детская продукция. Мультфильмы для детей по телеканалу 2х2: т.н. «ленивая» графика, бесконечно тиражируемые супермены, идиотические сюжеты, бездарная озвучка… Жуткие современные детские журналы, например, «Gеолёнок», где бóльшую часть места занимает реклама.
       Рекламные ролики на телевидении… Я пару раз видел международные фестивали рекламы. Там потрясающие ролики! Удивительные, хорошо продуманные, мастерски снятые, приятные… И у меня такое впечатление, что я параноик: мне чудится, что в России по какому-то секретному договору с Кремлём специально крутят только дебильную рекламу для полных болванов, поскольку эти жизнерадостные лица кретинов и неумеренное восхваление простейших вещей могут быть приятны только полным дуракам. А уж реклама, рассчитанная на молодых, вообще вызывает судороги. Что пиво, что жвачка, что эти шоколадные батончики, никому не нужные…
       Результаты налицо. Во всяком случае, я наблюдаю современных деток почти ежедневно, и вижу, и слышу…
       Есть, например, одна шестиклассница с очень интересной манерой: вот она на перемене выдала какую-то фразу, которая ей, судя по всему, кажется или интересной, или смешной. И она повторяет эту же самую фразу через равные промежутки времени, примерно секунд через восемь. Повторяет, повторяет, повторяет… И девочку не интересует реакция окружающих: ей просто нравится повторять. Поймите правильно: это не пение под «аккомпанемент» плеера – я проверял. Это именно просто повторение одной и той же фразы через равные промежутки времени до тех пор, пока ей не скажут: «Замолчи». И, что характерно, одноклассники не просят её заткнуться! Это я выхожу в коридор и умоляю перестать.
       Есть шестиклассник, которому нравится рисовать. Но чаще всего он «рисует» только логотип (или это иначе называется?) рэп-группы, которая ему нравится.
       Есть пятиклассник и пятиклассница (в моей нынешней школе их всего два человека, так-то классы ничего, нормальные), обожающие коверкать речь «под малыша»: «Селгей Иголевить, а мозно заблать тетлатку?»
       Есть шестиклассники и пятиклассники, которые всю перемену утыкают носы в ручные игровые… как это назвать? Машинки? Мини-компьютеры? Что-то вроде «Геймбоя», только явно дороже. В сущности, там те же компьютерные игры. А многие из тех, у кого нет такой штуки, могут всю перемену играть в компьютерные игры попроще, встроенные в мобильный телефон. Кстати, то же самое прослеживается и у учеников постарше.
       Есть ученицы 9 – 11 классов, которые на переменах только лениво ходят или вальяжно сидят на диванах. Молчат. Сидят. Всё. Говорить им друг с другом не о чем.
       Многие дети что-нибудь рисуют или чертят в тетрадях, когда слушают объяснение учителя. И психологи говорят, что это хорошо, что запрещать не надо, потому что дети усваивают услышанное лучше, если двигаются в то время, когда слушают. Но вот я, зануда любознательный, обращаю внимание на то, что именно они рисуют-чертят. Что вижу? Шизофренические квадратики: в шахматном порядке, в два цвета; наименования популярных групп; примитивные попытки повторить аниме хентай; тупое перерисовывание барбятины с тетрадок; вошедшие недавно в моду черепа со скрещёнными под ними костями… А один юноша в предыдущей моей школе рисовал свастики с лучами, повёрнутыми посолонь и противосолонь, и на мой недоумённый вопрос ответил: «А я и фашик, и антифашик».

        Инфантилизм – это «детскость» интеллекта и духа, это прежде всего неумение быть чем-то большим, чем суммой своих потребностей, чаще всего сиюминутных. Инфантилизм – это, кроме всего прочего, и неумение быть ответственным. Неумение думать самостоятельно. Страх перед выбором. Страх оказаться одному, без «мамы-папы». Древнейший страх человека, заставивший его подчиниться сильному или просто наглому, а потом изобрести бога, чтобы всегда был «папа», строгий, но справедливый, а главное – решающий за человека. Знаю, знаю, что это напомнит многим концепцию Фрейда. Но не будем развешивать ярлыки – будем думать, а? Сами. До сих пор многие люди боятся представить себе мир без поводыря, без наставника, без защитника-спасителя… Боятся быть взрослыми и самостоятельными.

       Итак, возвращаюсь к вопросу. Ведь живут же инфантильные люди люди, вполне себе счастливо, не мучаются кучей вопросов... по-моему, это неочевидно сейчас – необходимость уметь думать, быть самостоятельным...

       Да и пусть живут! В детстве мы все усвоили, что всё в природе зачем-то нужно: истребишь комаров – перемрут лягушки… Полагаю, инфантильные люди сейчас обеспечивают благополучие мошенников и властолюбцев. Им-то и нужны идиоты: а иначе кто купит столько никому не нужных товаров? Кто потратит деньги на тупые развлечения? Кто обеспечит продажу модных штучек? Кому придёт в голову оплачивать услуги специалистов, если все будут разбираться в технике? Кто станет пить продукцию компаний типа «Кока-Колы» и без конца поедать биг-маки? Кто будет приносить многомиллионные доходы компаниям сотовой связи, просаживая деньги на SMS-викторины, скачивая популярные мелодии и «прикольные» картинки? Кто станет обеспечивать рейтинг Малахову и сериалам и популярность Задорнову и Петросяну? Кто обеспечит увеличение числа прихожан и рост доходов многочисленных церквей? (Внимание: речь не о тех, кто пришёл к вере осмысленно!) Кто, наконец, станет «выбирать» президента и депутатов?
       Дело лишь в том, что я не уверен в природной необходимости мошенников и властолюбцев.

       Да, необходимость уметь думать и быть самостоятельным неочевидна. Да, инфантильные люди живут вполне себе счастливо. Кстати, по некоторым данным, таких на Земле более половины населения. А многие считают, что норма – это то, чего больше.

       Как я объясню, почему децелерация – это плохо? Ну, не рассказывать же мне здесь о здоровье человечества! Я имею в виду настоящее здоровье, а не псевдопатриотические нацистские лозунги. Не говорить же мне, что несамостоятельность человечества опасна для человечества! Не объяснять же, что количество выросших поп, нуждающихся в том, чтобы их подтирали, скоро может перейти в качество, и мы погибнем под этой всеобщей попой. Они же все хотят получать сразу и всё, ничего не приложив! Они не желают учиться, будучи абсолютно уверенными в том, что вокруг них всегда хватит специалистов во всех областях жизни. И – увы! – везде и всюду всё делается ради инфантильных. Вплоть до выдачи паспортов четырнадцатилетним и усиленного навязывания ранней половой жизни. Ведь что удивительно: сроки обучения в школе увеличиваются, а подростковые журналы полны порнографии… И подростковая мода туда же: ещё на прокладках крылышки не отросли, а девочка уже всё наружу вывалила и виляет всем, чем можно и чем нельзя.

       В общем, я не смогу объяснить, почему децелерация – это плохо. Не смогу, поскольку тому, кто сможет меня понять, этого и объяснять не надо. А тому, кто не сможет, как объяснишь?

UPD из комментариев от valleriys: Как я объясню, почему децелерация – это плохо?" Может быть, потому что это просто опасно. Если об интеллектуальной и нравственной смерти понятия не имеют, то хоть опасность физической смерти вызовет желание что-то изменить? Ни для кого не секрет, что дураку жить проще, но и мрут дураки "пачками". Сомневаюсь, чтобы кто-то из родителей желал своим чадам глупой растительной смерти.

Кроме того, даже в эйфории слепой любви к своим детям родители не могут не знать, что они не вечны. И если они согласны продлевать своим детям розовое детство как можно дольше, то не может же их не волновать, что станется с их детьми потом, когда защитить их от тягот жизни будет уже некому.
Tags: школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments