Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Categories:

Почему я не в восторге от Гарри Поттера? Часть 6.

Роулинг и логика.

Религия

Маги не замечены в набожности. Но у них есть больница святого Мунго, хотя какие у магов могут быть святые, вообще непонятно. Или это неизвестный мне католический святой? Тогда дайте ссылку, хоть знать буду. Впрочем, и в этом случае непонятно, потому что, повторяю, никакой связи с религией в мире ГП нет, кроме подарков на Рождество и гнома в седьмой книге, безжалостно прикрученного к ёлке и изображающего (точнее, пародирующего) рождественского ангела.

Запрет на колдовство

Несовершеннолетним волшебникам нельзя колдовать вне Хогвартса. Из истории Гарри ясно, что министерству становится известен не только сам факт ворожбы поднадзорного, но и конкретное заклинание, им импользованное. Если министерство может установить такой волшебный надзор над несовершеннолетними, то почему оно не может сделать то же самое в отношении, скажем, запрещённых заклятий? Ответ прост: Роулинг это не нужно, и логику искать бесполезно.

Что хочу, то и ворочу

В третьей книге с Гарри разговаривает зеркало в "Дырявом котле": "Не пытайся сопротивляться, дорогой. Сражение проиграно", – ответило зеркало хриплым голосом. Что за зеркало, почему оно разговаривает, почему говорит о проигранном сражении, когда даже полный идиот знает, что главный герой сериала не может не дожить до последней серии и не может не победить? Позже зеркало ещё раз что-то там пробормочет, но никаких объяснений от СВДП мы не дождёмся.


Маскировка в мире маглов

Я о начале четвёртой книги (4-70-75). Чушь собачья средней пушистости! Любой правоверный англичанин вызовет полицию или скорую помощь, если увидит мужчину в женской ночной рубашке, или тронется умом, узрев трёхэтажную палатку с бассейном перед ней. И вообще зачем маскироваться, если привратнику отшибают память? А если уж маскироваться, тогда почему никто не в состоянии обеспечить отсутствие колдовства? И если нельзя колдовать, то почему можно выстраивать волшебные палатки? А если можно выстраивать такие палатки, тогда зачем запрещать разжигание огня посредством волшебной палочки? Бред.

Маги и изобретения маглов

Ещё одна большая глупость. Маги не соглашаются использовать магловские изобретения. В министерстве есть даже отдел по борьбе с незаконным использованием изобретений маглов (естественно, в этом отделе работает мистер Уизли, именно таким незаконным ипользованием и занимающийся). Однако то и дело мы натыкаемся в книгах Роулинг на откровенную бедность фантазии в описании обыденных ситуаций. Вот Гарри и Уизли на входе в министерство:
"Гарри подошёл к нему ближе, и волшебник, подняв длинный золотой прут, тонкий и гибкий, как автомобильная антенна, провёл им по телу Гарри сверху вниз спереди и сзади". (5-126) Перед нами типичный охранник с металлоискателем. Только на сей раз ищут не металл. Однако идея слизана понятно откуда. Фантазия убогая, а описать хочется. Что делать? Своровать и чуть-чуть изменить "на волшебный лад".
Например, маги не используют электричество. Нет у них и радио – зато есть волшебное радиовещание. Как оно работает – никто не знает, но оно есть. Так почему бы, спрашивается, магам не изобрести и волшебные телефоны? Сколько можно гонять несчастных сов? Но нет: сова ещё обижается, если хозяин отправляет с посланием не её (примеров много, и я позволю себе не давать ссылки). О причинах этого безобразия я скажу в последней части своих заметок.
Есть у магов и лифты: в министерстве. Хотя электричества нет, и изобретения маглов маги не используют, да… Только почему-то лифты в министерстве "за золотыми решётками" (5-126). Видать, СВДП уже наедалась гонорарами к пятой-то книге и шиковала – шиковала бессмысленно, бездумно, просто ради шика. Ну на кой чёрт в министерстве золотые решётки перед лифтами? Чем стальные-то не устраивают?
Маги не используют и скоростной транспорт: не ездят на машинах. Поклонники ГП говорили мне в ответ, что у магов есть мётлы, Летучий порох и порталы, а потому им автомобили не нужны. Но почему тогда у них есть волшебный автобус для магов, оказавшихся в затруднительном положении! Логики не ищите: это же СВДП! Кстати, порталы появляются только в пятой книге: очевидно, раньше СВДП до них не додумалась, иначе не пришлось бы в третьей книге сопровождать Гарри на вокзал с такой помпой.
Далее: если у магов нет телефонов, то как Люциус Малфой позвонил в школу? Вот: "Я искал директора, позвонил в школу, и мне сообщили, что директор у вас". (2-360) Или имеется в виду, что он позвонил в колокольчик у двери замка? Тогда это не называется "позвонил в школу". Или опять перевод виноват? Смешно и стыдно.

Турнир трёх волшебников

Гости из Шармбатона и Дурмстранга провели в Хогвартсе почти весь учебный год. И ничему не учатся? Или мадам Максим и Игорь Каркаров – это преподаватели-универсалы, которые способны преподавать всё сразу? И я ещё могу допустить, что на корабле Дурмстранга найдётся достаточно места и для занятий, и для необходимых учебных пособий. А вот в карете Шрамбатона – сомнительно. Конечно, мне тут же возразят ,что у магов в мире Роулинг помещение может быть внутри больше, чем снаружи. И всё-таки ни слова не сказано о том, что гости из других школ пропускают целый учебный год.Они ведь не учатся: они шатаются по Хогвартсу: Крам, например, постоянно сидит в библиотеке ради Гермионы. И никакой логики. Как, собственно, и в наименовании типов учебных заведений. Почему Хогвартс – школа, Шармбатон – академия, а Дурмстранг – институт? (4-562-563) А вот так захотела СВДП, и все цыц.

Чудесное исцеление

На клабдище (четвёртая книга) Гарри попал со страшным вывихом, из-за которого еле ковылял. Однако, когда дело дошло до сражения с Волан-де-Мортом, он чудесным образом исцелился: "…Гарри поднялся, крепко схватил волшебную палочку и, держа её перед собой, бросился навстречу Волан-де-Морту". (4-601). "А Гарри бежал, как никогда в жизни. Он сбил с ног двух остолбеневших Пожирателей смерти и принялся петлять как заяц между памятников". (4-606) С вывихнутой ногой? Даже в фильмах "Крепкий орешек" до такой вот глупости не доходили. Стыдно и смешно, уже в который раз. Но продолжим чтение:
"Вслед ему неслись заклятия, но Гарри уворачивался и только слышал треск могильных плит". (4-606) Ну да, конечно. Вспоминаю какой-то фильм с Ван-Даммом, где герой бежит через двор, по периметру которого стоят люди с автоматами и палят по бедолаге, но бедолага уворачивается от всех пуль, а потом, добравшись до укрытия, влёгкую попадает по врагам сразу. То же самое легко удаётся и Гарри: "Схватив покрепче палочку, он выскочил из своего укрытия и проревел:
– Импендимента! – Гарри взмахнул волшебной палочкой в сторону преследующих его Пожирателей смерти.
Послышался сдавленный крик, и Гарри понял, что задержал, как минимум, одного. Времени оглядываться не было. Он перепрыгнул через Кубок и снова бросился на землю, чтобы увернуться от направленных на него заклятий".
(4-607)
Всё. Больше не могу. Просто смешно. С серьёзным вывихом он прыгает, бежит, как никогда в жизни, петляет, как заяц… В него палят, но не попадают, а он пускает заклятье вслепую и попадает сразу. А что значит "направленных на него заклятий"? Заклятья – это ружья, что ли? Они у Роулинг и так перестали быть некими словами, превратившись, помимо слов, ещё и в струи, подобные лазерным лучам в "Звёздных войнах". А теперь ещё и "направленных на него" вместо (хотя бы!) "пущенных в него".
Люди! И вам нравится ВОТ ЭТО?

Неживые живые: портреты и призраки-воспоминания

Отдельного разговора заслуживают портреты. Я долго пытался понять, что же это такое. Во-первых, эти портреты вроде бы никто не рисует: они возникают сами по себе, как, например, это произошло с портретом Дамблдора в Хогвартсе после смерти директора. Во всяком случае, не упомянут ни один художник. Тогда откуда берутся несколько портретов? Скажем, портрет Финеаса висит и в Хогвартсе, и в доме Блэка, и нарисованный бывший директор может перемещаться с одного холста на другой. Более того, эти люди на портретах могут употреблять нарисованные же продукты и питьё, могут и напиться допьяна. При этом непонятно, надо ли есть и пить другим портретам. И – раз уж они едят и пьют – где и как они справляют малую и большую нужду, позвольте вас спросить?
Пойдём дальше. На холсте можно каким-то образом изобразить ещё что-то. Например, в седьмой книге Гермиона как-то соорудила Финеасу повязку на глаза, чтобы он не видел, где находится. Портреты разговаривают, причём вполне осмысленно, выражают своё отношение к происходящему, помогают или мешают. Стало быть, они вполне живые, только существуют в рамках портретов. Более того, они, судя по всему, сохраняют все черты личности своих прототипов. И как это всё понимать? Искать ответа у Роулинг бессмысленно. По крайней мере, в книгах она никак не объясняет, что происходит. На это можно было бы махнуть рукой – волшебство, мол, и ладно. Но в седьмой книге через портрет сестры Дамблдора эвакуируют людей. А это уже ни в какие ворота не лезет: до сих пор было более-менее понятно: у портретов есть свой мир, они существуют в нём, могут общаться с живыми и т.д. А тут – полная каша. Почему тогда раньше не использовали портрет того же Финеаса для перемещений из кабинета Дамблдора и дом Блэка и обратно? В общем, логики опять никакой.
Более того, портреты могут колдовать: "Мы хотели её убрать на месяц-другой, но, видимо, она подействовала на изнанку холста Заклятием вечного приклеивания". (5-78) Оставим в покое дикий оборот "подействовала заклятием" и необъяснимую заглавную букву: это, конечно, переводчики во всём виноваты, не так ли, уважаемые почитатели ГП? Интереснее другое: так как я не встречал в ГП ни одного упоминания о появлении портрета (или холста для него) до смерти волшебника или волшебницы, то, выходит, колдовала уже нарисованная матушка Сириуса. Занятно. Это, стало быть, ещё одна брошенная идея Роулинг, потому что больше нет в ГП эпизодов с колдующими портретами.
Совсем загадочные вещи происходят в ГП-7: Снегг разговаривает с портретом Дамблдора, и тот даёт Снеггу инструкции (7-580). Так что же это получается? Получается, что волшебник после смерти продолжает жить в виде портрета. Чушь какая-то. Т.е., если это так, тогда зачем все метания с философским камнем? И так все бессмертны. А как возникают портреты, неясно. И неясно, почему не все волшебники после смерти переселяются в рамы картин. Скажем, портретов родителей Гарри не существует.
Та же самая песня – призраки, вылезающие из волшебной палочки Волан-де-Морта во время дуэли в четвёртой книге. (4-604-606). Они могут говорить, они в курсе происходящего. Получается, что личности убитых Волан-де-Мортом хранятся в его палочке, заключены в ней, но не теряют связи с внешним миром? Чушь какая-то, тоже никак не объяснённая СВДП.

Между мирами мёртвых и живых

Вопрос о бессмертии портретов приводит к 35-й главе ГП-7. Или я совсем тупой, или там ни-че-го-шень-ки не объяснено! Что это за пространство, отчасти украденное у Толкиена из эпизода возвращения жизни Гэндальфу (как и сам Дамблдор отчасти списан с Гэндальфа, а тяжелеющий на груди крестраж – с кольца власти)? Где они находятся?? "Понятия не имею, мой мальчик. Это, как говорится, вопрос к тебе". (7-601) Да? Я, видимо, очень бестолковый читатель, но не вижу я ответа на этот вопрос.


Коридоры власти

Шестая книга прямо-таки изумляет: Малфой, сын Пожирателя смерти, назначен старостой факультета в Хогвартсе? Какова бы ни была политика Дамблдора, как ни нужно Снеггу выглядеть хорошо среди гадов, но такие вещи необъяснимы и недопустимы. Бред, да и только. Типичный административный бред. Или Дамблдор подхватил от Амбридж вирус мерзости? Вряд ли. Скорее, это СВДП опять не в ладах с логикой.

Ещё про заклинания

1) "Гарри поднял палочку, взглянул прямо на Амбридж и представил себе, что её увольняют.
– Экспекто патронум!
Из его палочки вырвался серебряный олень и проскакал по залу из конца в конец".
(5-674).

А теперь сопоставим с третьей книгой, где Люпин учит Гарри вызывать патронуса:
– А как вы его вызываете?
– Надо сосредоточиться на одном-единственном, самом счастливом воспоминании и произнести магические слова, – объяснил профессор".

И потом Гарри ещё долго этому учился, пока не выбрал самое счастливое воспоминание. Думаю, что любой разумный человек понимает разницу между воспоминанием и мечтой. Остаётся вопрос, что понимает СВДП. Похоже, что очень мало.

2) В мире магов есть запрещённые заклинания: Круциатус, Империус и Авада Кедавра. Почему из всего арсенала тёмной магии выбраны именно эти три? А как же, например, Сектумсемпра? И вообще неясно, что это за запрет такой, если его может нарушить кто угодно. Бессмыслица.
Более того, в ГП-7 сам Гарри уже без всякого стеснения (и без объяснений) применяет запрещённые заклятия: Империо (7-451) и Круцио (7-501). Позже к нему присоединяется и декан Гриффиндора (7-503).

3) Некоторые заклинания просто умиляют: "Локомотор, чемодан!" (5-53). Хм. Локомотив, да.

4) "Она слегка поморщилась и приложила ладонь к ребрам. Проклятие Долохова подействовало на неё не в полную силу, поскольку чёрный маг не успел произнести заклинание вслух…" (5-804).

А теперь заглянем в шестую книгу:
– Опять отбито и будет отбиваться снова и снова, пока ты не научишься держать рот и разум закрытыми, Поттер! – крикнул Снегг (6-620)

Спрашивается в задаче: так действенны заклинания, произнесённые про себя, или нет? Снова чушь. Но я уже давно не ищу в ГП логики, а только с грустью отмечаю всё новые и новые случаи бессмысленной нелогичности, топорных ошибок и дурацких объяснений, которые могут быть приняты всерьёз разве что в пределах одной страницы, однако не выдерживают никакой критики, если вспомнить иные эпизоды.

5) "Гермиона крикнула на змею:
– Вспыхни!
Заклятие разнесло в пыль зеркальную створку шкафа и заметалось по комнате, отскакивая от стен и потолка; Гарри опалило тыльную сторону руки".
(7-297)

И ранее у СВДП заклятия рикошетили, но это, похоже, каучуковое заклятие. Да-с. Видимо, тётенька Роулинг думает, что заклятия – это некие колдовские пули, которыми стреляют волшебные палочки.


Гарри и крестражи

Вся глава 23 шестой книги удивляет потрясающим пренебрежением СВДП к логике. Рассуждения Дамблдора сводятся к тому, что волшебник, решившийся на убийство, увечит свою душу. А уж множество убийств делают душу чем-то кошмарным, особенно если при этом волшебник будет вытаскивать отколотые кусочки души (бред какой-то!) и помещать их в крестражи. При этом Дамблдор спокойно говорит Гарри о том, что тот должен убить Волан-де-Морта, когда будет уничтожен последний крестраж. НО ни слова о душе самого Гарри! Как будто так и надо. Словно для Гарри убивать врагов не значит увечить свою душу.

На что не решишься ради нужд героя?

Читаем внимательно:
"Измотанный, но довольный ночными трудами, Гарри на утреннем уроке заклинаний рассказал Гермионе и Рону обо всём, чт ослучилось (предварительно наложив заклятье Оглохни на всех, кто сидел поблизости)". (6-529)
И как прикажете это понимать? Стало быть, прямо на уроке, и не на каком-нибудь, а на уроке заклинаний, ученик применяет заклятье к одноклассникам, а профессор Флитвик, лопух этакий, ничего не подозревает. И те, кто сидит подальше, естественно, ничего не слышат, потому что сидят далеко. А те, на кого наложено заклятье, ничего не поняли, да? Даже не смешно.

Чудеса классической физики

Гермиона в седьмой книге заколдовала свою сумочку, и та стала внутри больше, чем снаружи. Хорошо, допустим. Однако позже в эту сумочку влезает всё, что есть у Гарри и Гермионы, включая целый портрет Финеаса. Ладно, пусть. НО сколько теперь весит сумочка? "Бисерную сумочку со всеми их пожитками (кроме крестража, висевшего у Гарри на шее) Гермиона засунула во внутренний карман пальто, застёгнутого на все пуговицы". (7-281). По идее, пальто должно было просто разорваться. Да и не сказано нигде, что Гермиона наколдовала себе накачанные мышцы. И про изменение веса вещей, попадающих в сумочку, нет ни слова. Чушь.

Акцио, что-нибудь-там-такое!

В ГП-7 Волан-де-Морт ищет пресловутые дары смерти, в числе которых – та самая мантия-невидимка, которая досталась Гарри по наследству. И вот в 28 главе Гарри напарывается на засаду в Хогсмиде. И что же мы видим?
– Акцио, мантия! – проревел Пожиратель.
Гарри крепко вцепился в её складки, однако мантия и не пыталась ускользнуть: Манящие чары на неё не действовали.
(7-470)
Да, конечно. Ещё бы. Дело происходит в деревне, где живут одни волшебники. А волшебники обоего пола ходят в мантиях. Отсюда простой вывод: или после произнесения заклинания к Пожирателю должны были слететься все мантии Хогсмида, или ни одна не тронулась бы с места. Судя по всему, произошло второе. Но Пожиратель не в состоянии понять, что таким образом одну конкретную мантию не приманишь. Почему не способен? Потому что его придумала СВДП, а она и сама не способна.
У неё вообще с этим заклинанием прокол: в ГП-5 Фред с Джорджем, сбегая из Хогвартса, орут: "Акцио, мётлы!" – и мётлы послушно прилетают, причём раздолбив цепи, которыми их приковали. Прилетают именно их мётлы, что занятно. Хотя это никак не озвучено.
Знаю, знаю, мне скажут, что я занудствую, что и так понятно, что прилетать должен конкретный предмет, тот, о котором думает маг в момент произнесения заклятия… Ладно. Нелогично и никак в книге не объяснено, но ладно.

Метаморфозы

В начале ГП-7 Роулинг мечется, и это видно невооружённым глазом. Например, Дадли при прощании с двоюродным братцем вдруг научился говорить по-человечески (7-38), а потом ещё и поблагодарил за спасение жизни, пусть и по-своему, простой констатацией факта (7-39). Я не Станиславский, конечно, но НЕ ВЕРЮ. Топорно, нелогично, никак не связано с предыдущими книгами.

В главе 35 ГП-7 Дамблдор кается перед Гарри. Ах, какой он, оказывается! Ай-яй-яй! И опять – никакой логики. Я имею в виду на этот раз логику развития образа. Впрочем, чего ожидать в этом смысле от СВДП, если она объявила Дамлдора голубым да ещё сказала, что это подтверждено некоторыми эпизодами из разных книг! Я эти книги только что перечитал. Или я слеп, или ничего там не подтверждено.

В конце ГП-7 миссис Уизли виртуозно сражается с Беллатрисой. Как это почтенная домохозяйка превратилась в опытного мракоборца, специалиста по поединкам с пожирателями смерти? Мне, конечно, скажут, что и тут работает та самая материнская любовь, которая в своё время спасла жизнь маленькому Гарри. Ну-ну. Только теперь эта любовь вдруг даёт иной результат…

Квиддич

Все мерзости спорта налицо: грубая игра, бессмысленная жестокость, травмоопасные ситуации. И фанатский тупой эгоизм. Раньше, объявляя о предстоящих футбольных матчах, обязательно говорили: "Матч состсоится при любой погоде". Меня всегда это удивляло. Теперь я читаю: "В гостиной буря была слышнее. Но матч всё равно состоится: из-за таких пустяков матчи не отменяют". (3-200) Ну да, пустяков. А здравый смысл? Что за радость игрокам летать на мётлах в бурю, мы не говорим: болельщику на здоровье и даже на жизнь игрока плевать. Но самому болельщику на трибуне какое удовольствие? Буря всё-таки, не мелкий дождик: "Через пять минут Гарри продрог до костей и вымок – нитки сухой нет, товарищей по команде не различишь, а снитча и подавно не видно. Гарри носился туда-сюда, мимо мелькали красные и жёлтые пятна. Что происходит, какой счёт, непонятно – голос комментатора утонул в вое ветра". (3-202) Видать, чем оно тупее и бессмысленнее, тем милее сердцу СВДП.
Я уж не стану рассуждать о том, что волшебники в мире Роулинг не в состоянии обеспечить погоду над стадионом. Смешно и глупо.
Tags: Гарри Поттер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments