Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Обучение в Хогвартсе. Наброски к анализу.

       Под катом - некоторые размышления о школьном образовании в мире, придуманном английской учительницей. Да, начать стоит, пожалуй, именно с этого. Роулинг - учительница, которая, судя по всему, плохо понимает, что такое учебный процесс и зачем он нужен. Отсюда и то безобразие, о котором я собираюсь поговорить.

       Но прежде вынужден кое-что оговорить. Я не замахиваюсь на всесторонний анализ эпопеи о ГП. Во-первых, потому, что ещё не прочитал седьмую книгу. Во-вторых, потому, что пока слишком сильна шумиха вокруг ГП. Настолько сильна, что в мире много и школьных, и институтских преподавателей, которые с восторгом вводят ГП в программу. Я не посягаю (во всяком случае, пока не посягаю) на их восторг. Я просто готовлюсь к новому учебному году. А в этом году мне предстоит (уже завтра) выйти на работу в новую школу. Пятнадцать лет преподавания позади. Четыре школы. Эта будет пятой. Хорошая цифра. И я опять на положении новичка. Этим летом у меня нашлось время обдумать наработанный опыт и продумать изменения в принципах работы. Кроме того, я беру пятые классы, а значит, передо мной опять окажется аудитория Роулинг, хотя, по счастью, уже не та аудитория, на которой Роулинг сделала деньги, чтобы потом эту аудиторию уничтожить, как я понял из разговоров о седьмой книге. И всё-таки ГП занимает умы, многие уже отвели этому сериалу место в золотом фонде детской литературы. Поэтому – повторяю – я не посягаю на восторг. Сейчас мне хочется поговорить только об одном аспекте: об образовательном процессе в учебном учреждении.

       Для начала - необходимая отсылка. Есть такой ЖЖ - "Большая игра профессора Дамблдора": http://big-game.livejournal.com/ Так вот, авторы весьма подробно пишут о первых четырёх книгах про ГП, есть у них немного и о пятой-шестой книгах. Не скажу, что со всем написанным я согласен, но сейчас не в этом суть. Я признаю правоту авторов БИ в основном: Дамблдор ведёт свою игру. Суть этой игры - воспитание и обучение Гарри, поскольку он не просто ученик, а маг, который, согласно пророчеству, может спасти мир от во-какой-морды-имя-которой-чёрт-знает-почему-нельзя-называть-хотя-Гарри-его-называет-и-ничего-с-ним-не-происходит-но-Роулинг-так-придумала-а-потому-не-будем-придираться. Стало быть, что есть? Во-первых, школа, в которой обучается потенциальный спаситель мира. Во-вторых, педсостав, который отвечает за обучение, воспитание и вообще за развитие этого самого спасителя. В-третьих, директор школы, который один знает больше всех и потому организовывает процесс воспитания, обучения и развития потенциального спасителя мира.
       Начну с того, что, видимо, придётся оправдывать директора: он знает, что помочь миру против во-какой-морды может только этот мальчик, но не знает, когда и как мальчик сможет помочь. А потому, видимо, и подставляет мальчика под удар в каждом томе, помогая, чем возможно, но не мешая мальчику думать, что это он сам борется с во-какой-мордой. Так можно считать. До шестой книги. Потому что в шестой книге выясняется, что, пока не уничтожены все крестражи, во-какую-морду не победить. А если так, то почему бедный парень в одиночку сражался с во-какой-мордой до сих пор? Незримого присутствия директора в решающих сценах, чтобы сразу прийти на помощь, я не допускаю: нет на это в книгах Роулинг ни единого намёка. Да и глупо, в общем-то, выходит: по книге (я буду говорить "книга", имея в виду всю эпопею, ладно?) получается, что во-какая-морда боится только Дамблдора. Правда, потом выясняется, что и его во-какая-морда не боится. В общем, "нелепостям нет счёта". Кроме того, Дамблдор как специалист ниже всякой критики. Он хороший психолог, прекрасный манипулятор (и в этом авторы БИ тоже правы), но как директор школы он так себе.
       Что это за директор, который не знает, где у него в школе какие помещения? Ах, как трудно найти тайную комнату! Кстати, и завхоз у него тоже ни к чёрту: полезная и бесполезная площадь здания - это забота и завхоза. А дети эту тайную комнату находят элементарно. И не только эту комнату.
       Что это за директор, если он не может ради такого важного дела педсостав подобрать нормально? Про Снегга (Снейпа) уже всё написано, и не мной. Я только ссылку давал, потому что согласен полностью. Добавлю ещё, что по-прежнему считаю Снейпа в каком-то смысле персонификацией самой Роулинг: она, судя по всему, и учить не умеет, и учеников ненавидит, как все плохие учителя, именно потому, что не умеет учить. Впрочем, есть у меня и ещё добавление: вообще непонятно, как могли допустить к преподаванию бывшего сторонника во-какой-морды? Другого бывшего сторонника, кстати, допустили даже к руководству школой магов, а это вообще нонсенс, по-моему. Впрочем, чего и ожидать от Роулинг, которая (будучи учительницей!) настолько невежественна, что поместила Болгарию на севере, аж севернее Англии! Если чего и ожидать, то только не логики.
       Вернёмся к педсоставу Хогвартса. Взять на работу Локонуса Златопуста (так, кажется, его имя перевели) мог только или очень неразборчивый директор, или директор в отчаянном положении: кадров нет, а ставку занять надо.
       Все прочие преподаватели, не считая Люпина и Мак-Гонагалл (чью фамилию почему-то везде пишут слитно, хотя это орфографическая ошибка), тоже не блещут педагогическими талантами. Надеюсь, это не нужно доказывать.

       Теперь собственно о школе.
       Хогвартс разделён на четыре факультета. Ученик попадает на тот или иной факультет не потому, что он хочет специализироваться в той или иной области магии, а потому, что он обладает теми или иными личностными качествами, свойствами характера. Кстати, от ученика выбор факультета не зависит (Гарри – исключение, понятное дело). Стало быть, факультеты в Хогвартсе – это собрания подобных. Ученики разных факультетов посещают одни и те же уроки, в одно и то же время, а значит, нет особой разницы в программе (выбирать предметы они станут гораздо позже). А если так, то какой же смысл в разделении на факультеты? Видимо, Роулинг нужна была оппозиция "Гриффиндор – Слизерин". Ещё два факультета – довесок, вяло болтающийся на заднем плане сюжета.
       Не помню, честно говоря, платное обучение в Хогвартсе или нет. Если нет, то любопытно, кто спонсирует это весьма дорогостоящее учебное заведение. Если да, то откуда, интересно, у магглов, чьи дети оказались волшебниками, берутся деньги мира магов? Гермиона, например, судя по всему, достаточно обеспечена. Или банк Гринготс ведёт дела с банками мира обычных людей? Впрочем, я ухожу от темы, а потому вернёмся к учебному процессу.
       Чему и как учат в Хогвартсе? Перечень предметов довольно длинный, и я позволю себе его здесь не приводить, поскольку говорить буду не о тех предметах, которые в Хогвартсе есть, а о тех, которых нет.
       В школу попадают десятилетние дети, по-нашему - пятиклассники. НО никто не учит их ни языку, ни математике. В любой стране мира обучение этим предметам занимает гораздо больше времени, чем в начальной школе. Английская орфография не из простых. Настолько не из простых, что недавно британское министерство образования, отчаявшись побороть нарастающую безграмотность, приняло решение: на экзаменах проверять только грамматику, а на орфографические ошибки закрывать глаза. Язык, на котором изъясняются маги в мире Роулинг, это тот же английский с примесью исковерканной латыни в заклинаниях и в названиях некоторых существ и предметов. Ни за что не поверю, что детишки после начальной школы обладают достаточным словарным запасом и идеальным знанием английского языка (а ведь в Хогвартсе учатся и не англичане), чтобы усваивать содержание всех этих манускриптов да ещё записывать лекции многоумной профессуры. Итак, откуда у детишек грамотность, словарный запас, знание грамматических конструкций, стилей, умение строить речь, а ещё - откуда у них знание латыни? Учительница английского языка Роулинг не занимается этими вопросами. Я уж не стану даже спрашивать, понимает ли Роулинг, что изучение языка - это и развитие сознания, что бедность языка - это бедность мысли...
       С математикой, видимо, вообще беда. Развивать мозги магам ни к чему. Видать, всегда можно колдануть - и всё само случится, как нужно. Впрочем, перипетии, связанные с во-какой-мордой, ясно показывают, что в мире магов не всё так безоблачно.
       Литература... В мире Роулинг маги не читают ничего, кроме специальной литературы. Стало быть, ни речь, ни ум, ни душу им развивать не требуется. Или это происходит как-то само собой, без участия языка, литературы и математики? Не верю. Зато вижу, что учительница Роулинг совершенно не продумала арену основного сюжета.
       Мне могут возразить: мол, у Гарри были прекрасные учителя, мол, его развитием занимались прицельно, направленно, скрупулёзно... Да, я уже сказал, что прочитал всё, написанное авторами БИ, но так и не вижу, кто и когда (а главное - как именно) развивал у Гарри и его соучеников логическое мышление, кто обучал его языку - не псевдолатыни (например: "Окулус препарус!" - заклинание, починяющее очки), а его родному языку.
       Кстати, про "Окулус препарус". Ещё один любопытный вопрос. Гермиона, дочь магглов, ещё в поезде демонстрирует навыки заправской волшебницы. На первом же уроке у Снейпа та же Гермиона обнаруживает солидные познания в области зельеварения. Она же читала о Хогвартсе заранее так много, что всё объясняет новым друзьям. Потомственный волшебник Рон колдовать не умеет. Потомственный волшебник Драко ни в навыках колдовства, ни во всезнайстве не замечен. Выходит, что, имея дар волшебника, можно многому научиться самостоятельно. Зачем тогда учителя, особенно такие, как Снейп? Более того, Рон и Гарри периодически списывают у Гермионы домашние задания, а иной раз Гермиона, насколько я понял, выполняет задания за Рона. Двое из трёх главных героев – типичные лентяи. Для Гарри это, казалось бы, странно: попал мальчик в мир, где от умения колдовать зависит жизнь, но почему-то не учится толком! Волшебник-недоучка, как мы знаем, это страшно. Однако всё дело в том, что Гарри обучают несколько иному колдовству, уделяя ему особое внимание, как будущему спасителю мира. К чему это приводит, я скажу чуть ниже.
       Отдельного разговора заслуживают отношения мира магов с миром магглов. И этот разговор тоже имеет прямое отношение к обучению в Хогвартсе и иных школах магии.
       По традиции, заданной, как я понимаю, ещё Толкиеном, магический мир фэнтези - это глухое Средневековье (по уровню развития науки и технологий). Оно и понятно: магия плохо совмещается с тотальной компьютеризацией, хотя сейчас есть и такие книги. В мире Роулинг в этом отношении царит полная неразбериха: волшебники совершенно не приспособлены к жизни в мире обычных людей. Взять хотя бы старшего Уизли, по-детски удивляющегося вещам из мира магглов, что, впрочем, не мешает ему создать летающий фордик. За этот фордик папе Уизли крупно влетело, хотя в мире магов есть, например, волшебный автобус...
       А ведь в Хогвартсе учатся и дети магглов (та же Гермиона, например). Они на лето уезжают домой. Им (и Гарри, кстати, тоже) необходимо общаться в течение четверти года с обычными людьми. Однако по мере взросления эти волшебники в мире обычных людей будут выглядеть всё более невежественными. А ведь Роулинг не рассказывает о том, что за лето Гарри и Гермиона успевают усвоить всё, что их сверстники узнали в обычных школах с сентября по май. А я сильно сомневаюсь, что в Англии будут нормально смотреть на семнадцатилетнего человека, который, скажем, не знает ничего о произведениях Шекспира, не умеет пользоваться компьютером, делает круглые глаза, услышав словосочетание "кислородная подушка"… Мне, конечно, опять могут возразить: мол, у нас все в школах учатся, а невежд пруд пруди, и ничего, живут себе, в ус не дуют, ничего не помня о Пушкине, кроме фамилии. Да, таких немало. Но они не успешны в жизни, за редким исключением.
       Итак, что мы имеем? Мы имеем невежественных людей, которым в школе не обеспечили ни эрудиции, ни развития мышления, ни становления сознания и мировоззрения в том смысле, в каком это подразумевает современный мир. Перед нами непонятно как развившиеся средневековые ископаемые, у которых дома поварёшка сама помешивает суп, но нет аналога телефону, у которых есть своё министерство, хотя нет правительства, которые загоняют своих детей в то же самое глухое средневековье, где выгодно тратить жизнь на производство и продажу конфет со вкусом ушной серы и где всё равно не спасёт никакая школа, если вылезет во-какая-морда и всех прижмёт к ногтю, ибо даже спасаться от во-какой-морды в школе научить не могут.
       А ещё в этом средневековье существует чистой воды расизм: презрение к "грязнокровкам". И этот расизм не случаен, поскольку мир магов противопоставляет себя миру магглов. И это ещё один важный аспект, тоже напрямую связанный с обучением в школе Хогвартс. Какова цель обучения? Дать магу необходимые знания и умения, не так ли? Что ж, хорошо. Маг знает травологию, зельеварение, различные заклинания и пр., и др. Он может специализироваться на чём-то одном (тут уж куда деваться!). А дальше? Как будут жить дети магглов, окончившие школу Хогвартс? Куда податься? В мире магглов колдовать запрещено, а к жизни без колдовства выпускники Хогвартса не приучены. Жить в мире магов? А свою семью в таком случае надо бросить? Сильно сомневаюсь, что Гермиона готова так поступить. Моделируем ситуацию: пожилая мама-маггл упала и заполучила перелом тазовой кости. Её дочь, волшебница, специализирующаяся на магическом лечении, не имеет права срастить маме кость, а значит, вынуждена обречь родную мать на медленное и мучительное умирание.
       А теперь вернёмся к Гарри. Конкретно – к цели его обучения в Хогвартсе. Его готовят к решающей битве с во-какой-мордой, и более ни к чему. Цель, безусловно, благородная, но… что будет делать герой после долгожданного подвига? "Просто жить"? Я не прочитал ещё седьмую книгу, посему не знаю, что там Роулинг понапридумывала в эпилоге. Зато я точно знаю, на что похожи старания Дамблдора и компании. Они похожи на работу педагогов спортшкол и спортивных секций с детьми, которых у нас принято называть "олимпийским резервом". Растят спортсмена. Ради будущего рекорда жертвуют всем, в том числе и нормальным образованием. А что потом? Спортсмен вырос. В случае удачи стал олимпийским чемпионом. Если ему очень повезло, продержался в чемпионах несколько олимпиад. А потом? Потом он никому не нужен. Если он остался относительно здоров (а такое после большого спорта бывает редко), бывший чемпион становится тренером. А если он сломал ногу в начале или в середине карьеры чемпиона? Тогда он просто на свалке. Гарри в мире Роулинг во-какая-морда могла убить не раз. И что тогда делали бы эти педагоги? Запасной игрок не предусмотрен. Ладно, мы теперь знаем, что Гарри убил во-какую-морду. И кому он нужен теперь? Что ему делать? Что он умеет, кроме как убивать во-какую-морду? Может, пойдёт учиться дальше? И тут мы сталкиваемся ещё с одной стороной образовательной системы Роулинг.
       В мире магов есть только школы. Университеты не предусмотрены, и потому, кстати, непонятно, откуда берутся маги-специалисты, скажем, по магической медицине. Кроме того, неясно, кто вообще занимается магией на уровне понимания её природы. Понятно, что магу физику изучать не надо, поскольку заклинания нарушают законы физики. Но неясно, кто в мире магов понимает, по каким законам действуют заклинания. Кто-то ведь изготавливает волшебные палочки! Значит, есть технология изготовления (тем более что в книге упоминается о разных моделях ВП, с разной начинкой и пр.). А маги в мире Роулинг – это обыкновенные пользователи, как в нашем мире: нам совершенно не надо знать природу радиосигнала, чтобы пользоваться мобильным телефоном. Однако нужен же кто-то, кто понимает эту природу, иначе откуда взяться мобильному телефону?
       Итак… Ой, а надо? Может, обобщение не требуется?


PS. Хотелось бы обсудить.
PPS. Фразы типа "А всё равно Роулинг - гений" как аргументы не рассматриваются. :)
Tags: Гарри Поттер, занудный динозавр, маргиналии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 168 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →