Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Categories:

Наука и религия в школе

Я не буду давать никаких гиперссылок, ладно? Все, кому тема интересна, и так знают и про ОПК, и про Гинзбурга, и всё прочее видели-слышали-читали.

В общем, поскольку проблема существует, полагаю, многие определили своё к ней отношение. У меня созрела небольшая речь по поводу религии в школе. Правда, небольшая.

Наука - следствие работы разума. Религия - следствие жизни души. Основа науки - сомнение и любознательность. Основа религии - вера, не требующая доказательств. Поэтому наука и религия могут сосуществовать, не пересекаясь, как сосуществуют, скажем, дельфин и орёл.

А теперь перейдём к школе. Школа по определению - образовательное учреждение. Обучение - это сфера приложения науки. Мне скажут, что школа и воспитывает. Пожалуй. Но как? Через знание и общение. Да, конечно, роль религии в воспитании человека (в религиозной семье и стране) весьма велика, но за пределами религиозной общности вовсе не обязательна, как показывает история. Кроме того (не будем забывать об этом!), в Конституции РФ записано, что за воспитание ребёнка отвечает семья, а не школа. А ещё существует Закон о свободе совести и вероисповедания. Следовательно, только в семье имеют право решать, какое воспитание получит ребёнок: светское или религиозное.

У нас пока ещё светское государство, и, как бы часто ни устраивали политики прилюдное посещение церкви, государство светским и остаётся. Более того, как бы ни старались убедить нас в том, что Россия - православная страна, это не так. Статистика, на которую так любят ссылаться, достаточно ясно показывает, что в России немало людей, не относящих себя к РПЦ. (Характерно, кстати, что кое-то из защитников идеи религии в школах считает, что верующие - это только воцерковленные, а если человек в анкете ответил, что он верит в бога, но не принадлежит к РПЦ, это, мол, не настоящий верующий.)

Замечу также, что РПЦ не желает вводить в школы религиоведение или историю религий - нет, церковь хочет введения ОПК, хотя, пардон, в развитии мировой (и российской) культуры и иудаизм, и мусульманство, и даже даосизм и буддизм играли тоже весьма заметную роль (позволю себе опять-таки не цитировать Пушкина, Лермонтова, Толстого и пр.). Я уж и не говорю о роли иудаизма в формировании христианства.

Говорят о том, что в школе господствует научный взгляд на мир. Но геометрию, физику, химию, лингвистику, литературоведение и пр. не стоит пытаться преподавать вне научного мировоззрения, потому что это науки. На уроках физкультуры, музыки, рисования тоже не требуется передача религиозного мировоззрения. ОБЖ, как вы понимаете, тоже здесь ни при чём: в минуту опасности надо не молиться, простите, а спасаться, понимая, что делаешь. Т.е. молиться, конечно, никто не запретит, но даже верующий знает, что, надеясь на бога, надо всё-таки и самому не плошать. А на уроках ОБЖ и учат тому, как самому не плошать.

В общем, тексты Торы, Библии, Корана, Дао Дэ Цзин и пр. в школе можно и даже должно изучать, но - как источники, как материал по истории развития культуры.

Важно ещё вот что: преподаватель, не относящий себя ни к одной из конфессий, может преподавать, не навязывая своего мировоззрения. Может и об истории религии говорить, не проповедуя атеизм. А религиозный преподаватель, в чём я уже не раз, увы, убеждался, часто не может не проповедовать (прямо или опосредованно, открыто или - что гаже - втихую) религиозные убеждения. Я знаю учительницу математики, которая рассказывает ученикам о мистической, сверхъестественной природе иррациональных чисел, об астрологии как об одном из достижений математики в сфере потустороннего... Знаю учительницу истории, которая детям на уроках Библию читает как исторический источник и говорит о любом библейском сюжете как об историческом факте... А теперь представьте себе учителя биологии, который будет говорить ученикам, скажем, о диагностике кармы... Учителя физики, который станет рассуждать о недоступности того или иного знания, поскольку на то божья воля...

Закругляюсь. Религия в школе - в любом виде, кроме научного курса в рамках изучения истории культуры! - это, во-первых, нарушение Конституции и Закона о свободе совести и вероисповедания, а во-вторых, провоцирование множества негативных последствий, от отторжения даже потенциально религиозных людей от РПЦ до третьей мировой религиозной войны между исламскими и христианскими странами. Обучать - дело науки. Воспитывать - дело семьи. Вот и всё. Кому-то нужно религиозное воспитание? Пожалуйста! Для этого есть воскресные школы - стоит только поискать. В Москве, например, есть школа при Новодевичьем монастыре. Есть и ещё, видимо, только я не в курсе.

Напоследок замечу: я ничего не имею ни против религии вообще, ни против православия в частности - я согласен с законом о свободе совести и вероисповедания. Жаль только, что многие из поддерживающих сегодня экспансию РПЦ в школе с этим законом не согласны.
Tags: школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments