Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Подводя некоторые итоги. О едином ГЭ.

Итак, вырисовываются некоторые интересные итоги. Хочу об этом поговорить. Для удобства (моего, естественно) процитирую некоторые фрагменты статьи (из тех, на которые давал ссылки недавно). И прокомментирую процитированное. Не претендую на связность и всеохватность – так, мысли по поводу.

И начну с цитаты:
А из вузов результаты ЕГЭ не засчитывал только МГУ им. Ломоносова и силовые вузы. (Рособрнадзор удовлетворился неудом)

Не знаю, задумывался ли кто-нибудь над этим. Наверняка. Просто мне не попадалось. Я, собственно, о том, что результаты ЕГЭ не засчитывают при приёме в вузы силовых ведомств. Что такое силовые ведомства, думаю, объяснять не надо. Но хочется отметить следующее: силовые ведомства – это структуры, которые поддерживают власть в государстве. И эти самые структуры не желают принимать егэнутых абитуриентов. Почему? Да потому что силовым ведомствам нужны вменяемые кадры. Потому что ни ФСБ, ни МВД не могут себе позволить брать на руководящие должности или на серьёзные посты кого попало. Вот полосатой палочкой размахивать или улицы патрулировать может кто угодно, а отвечать за РУБОП, скажем, или в контразведке служить – всё ж таки не абы кто. Итак, получается занятный парадокс: Путин (олицетворение государства и глава его) подписывает нацпроект "Образование", а силовые ведомства – опора государства – не собираются жить по этому проекту. Любопытно, правда?

Из той же статьи:

Прежде всего системе образования придется в спешном порядке решать, как быть с выпускниками, сдавшими один или несколько экзаменов на "двойки".
По существующим правилам ни один из них не должен получить школьного аттестата. Однако их так много, что лишить аттестатов пришлось бы чуть ли не треть всех закончивших школу. А это было бы "неправильно и несправедливо", считает Болотов. "Может быть, человек с "двойкой" по математике – талантливый гуманитарий или спортсмен, а математика ему никогда не пригодится", – отметил он.
С другой стороны, считают в Рособрнадзоре, нельзя сохранять и нынешнюю ситуацию "три пишем – два в уме", когда сдавшим выпускные экзамены на "двойки" в аттестаты проставляют "тройки". Где искать выход, Рособрнадзор сейчас активно обсуждает с регионами, рассказал Болотов. Решение, по его словам, может быть принято уже осенью 2007 года.
В частности, не исключено, что в скором будущем в России начнут выдавать аттестаты с "двойками".
Рассматривается также возможность выдачи аттестатов без оценок.
Кроме того, предлагают ввести обязательные предметы по базовому и по профильному уровню либо исключить из перечня обязательных предметов математику, отметил он.


Нет, вы только прочувствуйте, как красиво! С одной стороны, согласно принятому Госдумой закону, Россия с 2009 года переходит на обязательный (то бишь безальтернативный) единый ГЭ по всем предметам. С другой стороны, год за годом каждый пятый выпускник не может сдать ЕГЭ по математике. Куды бечь? А выкинуть математику к чёрту из списка обязательных предметов! Или таки выдавать аттестаты с "двойками", поскольку лишать аттестата "неправильно и несправедливо", как говорит гуманнейший и заботливейший господин Болотов.
К чему приходим? К выкидыванию неудобных предметов из списка обязательных. Почему? Потому что закон пробили, деньги за единый ГЭ получать хотим, а надо ещё и лицо сохранить. Чтобы Генпрокуратура не интересовалась почём зря. Аттестаты выдавать с "двойками"? Тоже хорошо: мы свои деньги за ЕГЭ получим, а как вы все там дальше жить будете, это ваше дело. Или – тоже гуманности ради – выкинуть из аттестатов оценки! Чтобы никто не знал, сколько двоек у человека было под конец школы: а зачем будущему талантливому спортсмену жизнь портить? Так и писать в аттестате: отсидел 11 классов за 15 лет, выпущен досрочно за примерное поведение и в связи со скорым рождением третьего ребёнка.

Из той же статьи:
А осенью будет принято еще одно важное решение – о судьбе ЕГЭ по литературе.
Не исключено, что вскоре ЕГЭ по литературе исчезнет, а сдавать этот предмет будут в какой-то другой форме, заявил Болотов.


Что ж… главное – последовательность! Если есть закон об обязательном ЕГЭ по всем предметам, а литературу загнать в рамки ГЭ не получается, отменим ЕГЭ по литературе… вместе с литературой. Ведь заявлял тот же Болотов, что возврата к старым формам экзаменов не будет.

Вот, с газетной статьёй покончил. Теперь ещё несколько мыслей на тему. Навеяны они интересной позицией одной из моих недавних собеседниц (тоже немного буду цитировать). Она вопрошает: да неужели что-то может быть хуже старой системы? А старая система, по мнению спрашивающей, была насквозь продажной.

Хм. Вопрос для долгого разговора. Для начала вот что:
1) любая старая система изживает себя со временем, в ней, хочешь не хочешь, наплыв своего рода спаек, тромбов и отложений солей постепенно уничтожает её жизнеспособность; в итоге почти всё хорошее, что было в основе, попросту убивается всяческой дрянью;
2) в такой ситуации находится немало людей, которые искренне считают, что проще "разрушить до основанья, а затем" построить новое, несомненно, лучшее;
3) а затем мы имеем дело с нынешней ситуацией, которая целиком укладывается в рамки высказывания, авторства которого не припомню, но процитировать могу: "Революцию придумывают гении, осуществляют фанатики, а результатами пользуются подонки"; от себя добавлю: а страдают обычные люди.

Что такое старая система экзаменов? Чем она, в сущности, плоха? Она перестала удовлетворять не столько потому, что много коррупции, сколько потому, что изменилась система обучения и уровень обученности. А под эту систему ЕГЭ всё равно не подходит. Прежде всего потому, что изменилась востребованность образования, и не в лучшую сторону. Анекдот про три прОцента знаете? А ведь мы в рамках этого анекдота больше десяти лет прожили.

Да неужели что-то может быть хуже старой системы? - Да. Хуже - непродуманная новая.
Даже если мы будем говорить лишь об одном аспекте - о желающих купить и продать, то следует признать: при ЕГЭ продажа приняла гораздо большие размеры.

Эта же дама говорит: "Мне кажется, те сотни школьников, которые пишут прошение о том, чтобы ЕГЭ отменили, на самом деле - такие же обиженные мальчики, которым не дали всех на...ть. Потому что их родители весь год копили деньги, а в конце года оказалось, что сейчас будет проверять (О УЖАС!) знания!" - Пусть не кажется. Те мои ученики, кто писал и подписывал это письмо, это как раз те люди, которые учились и сдавали честно. И возмущены они прежде всего тем, что им обещали честный экзамен, а оказалось всё как всегда. Да, это наивно, но это их честная реакция на безобразие. И они никого не стремились купить или обмануть. И родители их деньги копили не на экзамены, а на оплату обучения в том случае, если их ребёнок с этим проклятым ЕГЭ по баллам не пройдёт на бесплатное отделение вуза. Это ещё одно больное место ЕГЭ: каждый вуз, стремясь оградить себя от потока серости, так задирает планку, что поступить на бесплатное отделение по ЕГЭ очень сложно. Можно - но легче с купленным ЕГЭ. Что и происходит. А моя троюродная сестра в рамках старой системы, на которую Вы так ополчаетсь, шесть лет назад сама поступила в МГУ, приехав из Орла, а не живя в Москве, не посещая курсы или "нужных" репетиторов. И жена моя ...надцать лет назад сама поступила в МГУ. И я в своё время поступил сам в тот вуз, который выбрал. А до того – точно так же сам провалился, будучи слишком самонадеянным. И огромное количество нормальных людей поступали, и учились, и выпускались сами. Да, блатные всегда были, и покупка экзаменов имела место, но у меня за 15 лет насчитывается огромное количество выпускников, самостоятельно поступивших в своё время в вузы. А вот с ЕГЭ, простите, неувязочка. И этот крик (ДА НЕУЖЕЛИ ЧТО-ТО МОЖЕТ БЫТЬ ХУЖЕ СТАРОЙ СИСТЕМЫ?), повторю, для меня большая неожиданность. Происходящее сейчас с ЕГЭ иначе как организованным развалом образования не назовёшь:

1) Требуются не знания, а умение решать тестовые задания, а чаще - просто угадать правильный ответ, поскольку многие задания составлены так, что и олигофрен решит на свою "тройку", а вот сильный ученик, которому нужно "5", часто встаёт в тупик, поскольку из четырёх предложенных ответов ни одного правильного. А этот балл решает его судьбу!
2) Многим и думать-то не требуется, поскольку "2" за ЕГЭ даёт "3" в аттестат! Да никакие "ужасы" старой системы и на милю не приближались к этой диверсии! И выдавать аттестаты с "двойками" или вообще без оценок – только новый этап той же диверсии. А уж если математику выкинут из числа обязательных предметов, то останется только на рельсы ложиться.
3) Продажа ответов поставлена на широкую ногу. И есть тысячи мошенников, продающих ненастоящие ответы. Да, болванов, которые думают лишь о том, как бы списать, много. НО теперь этим болванам даны все условия для того, чтобы списывать! Выложенные в интернет ответы - это просто подарок для ленивцев! Да ни на один экзамен старой системы такие ответы не выложишь!!! Даже готовое сочинение (тот ещё бред) - это объёмный текст, который ещё надо выбрать из книжки, да суметь списать, да ещё ошибок идиотских при списывании не наляпать… А тут один листочек - и "четвёрка" в кармане!

Ладно. О полнейшем идиотизме нынешнего ЕГЭ могу писать километрами. Но это, увы, мало кого волнует. Потому что никого не интересуют те, кто действительно учится и на самом деле готов и хочет своими силами поступить в понравившийся вуз и получать образование. Всех волнуют только загадочные "таланты из глубинки". А о притоке серости по ЕГЭ у меня в ЖЖ уже писала студентка ВШЭ.

Кстати, господин Болотов на встрече со мной и моими выпускниками заявил, что в отношении коррупции ЕГЭ не лучше и не хуже других экзаменов. Если это заявляет главный егэизатор страны, то чего стоят слова об ужасах коррупции при старой системе и о прелести ЕГЭ?


Напоследок – ещё парочка свежих ссылок на весьма любопытные статьи:

Табель губернатора

Крестики и нолики
Tags: ЕГЭ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments