Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Сказки господина Болотова

Я уже упоминал об онлайн-конференции Болотова: http://www.novayagazeta.ru/st/online/123767/

Сейчас по этой ссылке доступна видеозапись этой конференции. Я не поленился кое-что из этого перевести в текст, поскольку очень не хочется дожидаться расшифровки.

Маленькое предуведомление: вопросы, естественно, зачитывал сам господин Болотов, так что все претензии к нему. Ну, и насладиться собственно болотовским лексико-синтаксическим винегретом вы можете сполна, т.к записывал я всё дословно. Итак...

Вопрос от академика Абрамова А.М.: он просит рассказать об истории ЕГЭ; он был когда-то за эксперимент, но результаты не освещались, концепции этого эксперимента не было или, по крайней мере, общество не было с ней ознакомлено; результаты его также не освещались широко; можно предположить, что итоги эксперимента не подводились; были ли контрольные группы или это был эксперимент, заранее обречённый на успех? Расскажите, пожалуйста, о результатах эксперимента по ЕГЭ.

Ответ Болотова: Вообще идея ЕГЭ возникла в 2000 году, когда создавалась концепция модернизации образования. В ходе подготовки концепции, которая была принята потом Госсоветом, и регионы обсуждали активно эту концепцию, были выявлены основные болевые точки системы образования, и две из них – это то, что аттестаты школьные девальвируются; никто… в общем, два аттестата школьных, там одинаковые оценки; кто может сказать, что там стоит одинаковый уровень подготовки? Даже две соседние школы. Что весит тройка в одной школе и пятёрка в другой школе, никто не знает. И в этом плане государственная итоговая аттестация, документ государственного образца, а вот что в нём написано, в общем не понятно. Вторая ситуация – вступительные испытания. К двухтысячному году стало очевидно, что детям из глубинки высшее образование просто недоступно. Развитие подготовительных курсов при вузах, которые откровенно рекламировали себя в таком духе, что вот у нас на экзаменах люди спрашивают вот это, если вы к нам будете ходить на подготовительные курсы, вы проблем не будете иметь. И выпускники из глубинки понимали, что они находятся в неравных конкурсных условиях с теми, кто мог ходить на эти курсы. Я уже не говорю про чёрное и серое репетиторство, которое просто заполонило ведущие вузы. Вот была задача создать независимую технологию проведения выпускных экзаменов так, чтобы по итогам оценки могли выставлять отметки и в аттестат, и в экзаменационные листы высшего учебного заведения. Это был двухтысячный год. Первый год – пять регионов. Подчёркиваю: участие регионов было добровольным. Регионы сами определялись, будут они участвовать или не будут участвовать. И вузы добровольно определяли, будут они учитывать результаты единого экзамена или не будут. И вот сейчас 2007 год, обсуждения шли каждый год результатов апробации этой технологии, и подавляющее большинство регионов России, подавляющее большинство вузов России принимают результаты единого экзамена. Причём некоторе крупные вузы, тот же физтех, о котором я говорил раньше, Высшая школа экономики (она с первого года принимала результаты единого госэкзамена), проверяют, а как успевают ребята с хорошими баллами по ЕГЭ в течение учёбы уже в вузе, как коррелируют итоги первой сессии с теми баллами, которые они набирали на едином экзамене. Это делали не только московские вузы, это делали вузы томские, красноярские, Самары и так далее. Везде результаты показывают, что ребята, кто хорошо сдал ЕГЭ, хорошо успевают, кто средне сдал ЕГЭ, тот средне учится.
Контрольных групп… ну, я не очень понимаю, что вы имеете в виду под контрольными группами… ведь ЕГЭ – это же выпускные экзамены, сопряжённые со вступительными. Ну, вот если сравнивать… слова Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики, которые он произнёс недавно на пресс-конференции, где ему задали такой же вопрос. Он говорит: у нас поступают по олимпиадам, поступают через свою систему вступительных экзаменов и у нас поступают через систему единого государственного экзамена. По успеваемости в течение первых двух лет нет разницы принципиальной. Кстати, Высшая школа экономики давным-давно использует на вступительных экзаменах систему тестирования.
Что можно сказать о косвенных результатах эксперимента? Во всех регионах в течение первых двух-трёх лет участия в эксперименте наблюдался рост ребят из сельской местности среди студентов первого курса – 10-12%. Увеличилась межрегиональная мобильность, когда ребята стали поступать в вузы соседних регионов, и, безусловно, увеличилось число абитуриентов в Москве и Санкт-Петербурге из других регионов России. Поехала глубинка. Конечно, тут сыграл роль не только единый государственный экзамен, это вопрос ещё и денег, и общежитий, но министерство образования и науки, как вы знаете, прорабатывает вопрос об образовательном кредите, и принята программа развития материальной базы общежитий ведущих вузов России.

Вопрос. Иван Денисович пишет про распыл денег на головах у детей. Ещё не поздно сказать, что всё это ошибка, отрицательный результат тоже результат, лучше потерять те деньги, что уже истрачены, чем длить это безобразие.

Ответ Болотова: Ну, я скажу Ивану Денисовичу только одно: решение о независимой оценке знаний выпускников школ – это не только российское решение, это практика ведущих стран всего мира. И в этом плане мы не вернёмся к традиционным выпускным экзаменам, когда (как и?) договаривались, и не вернёмся к традиционным вступительным экзаменам, как (когда?) тоже договариваются. Если у вас есть идеи, как это можно сделать не в рамках единого государственного экзамена, мы с удовольствием выслушаем ваши предложения. Но ещё раз повторю: идея независимой оценки – она не обсуждается уже.

Вопрос. Марина, мама одиннадцатиклассницы из Москвы. Много говорилось о том, что ЕГЭ победит коррупцию, но то, что творилось в этом году в Москве, переходит всякие границы. Сломались известные потоки денег, надо было срочно искать новые. Бешеные московские родители готовы были заплатить сколько угодно, главное, что получалось же!

Ответ Болотова: Ну, вообще говоря, ЕГЭ… нигде не утверждалось, что ЕГЭ победит коррупцию. Ни в одном официальном документе вы этого не найдёте. ЕГЭ, ещё раз подчёркиваю, независимая система оценки. То, что будут лазейки искать, это понятно. Если вы можете рассказать про схему, как, кому вы заплатили деньги (да, ваша дочь уже, видимо поступила), ну, мы с удовольствием выслушаем и примем меры по устранению этой лазейки. Но на самом деле данные независимых экспертов… знаете, есть такое понятие, коррупциогенные законы той или иной практики… коррупциогенность единого государственного экзамена, по мнению экспертов, на порядок ниже, чем традиционные формы выпускных и вступительных испытаний.

Вопрос. Валентина Вашенкина пишет: мы в нашей школе много и интересно работали по истории: проживали эпохи, создавали спектакли и целые представления на местности. Выезжали в исторический лагерь, где дети у нас сами пахали бороной-суковаткой, участвовали в исторических битвах, дискутировали в госсовете. То, что они почувствовали, что такое история, перестали к ней относиться, как к абстрактным сказкам, это факт. Но ЕГЭ сдали слабо. Мы, учителя, люди ответственные, мы понимаем, что за успешную реализацию ребёнка мы тоже в ответе. Нам неловко смотреть в глаза родителям. Значит, на будущий год будем натаскивать на ЕГЭ. Боюсь только, что все, кто был действительно увлечён педагогической работой, уйдут.

Ответ Болотова: Вот вы знаете, вы описали внешкольную детельность. Очень здорово, что вы занимаетесь и что дети в исторических лагерях участвуют и даже пашут бороной-суковаткой. Наверняка у вас во второй половине дня шли какие-то спектакли на исторические темы. Но, понимаете, одно дело – внешкольная, внеурочная работа, другое дело – уроки. На уроках действительно надо изучать историю. Поэтому не надо противопоставлять жизнь школьную и сдачу выпускных экзаменов. Ведь на экзамене они у вас не пахали бороной-суковаткой. И на экзаменах в высшее учебное заведение не рассказывали, как ей пахать. Всё-таки экзамен сдавали по истории! И, кроме того, ведь история – это экзамен по выбору. Те дети, которые хотят изучать историю, ну, должны, вообще говоря, знать и факты, и уметь анализировать тексты. А ведь раньше у нас в школьных учебниках по истории сопоставление текстов вообще не проводилось. Учебник один, который даёт ответы на все вопросы. Посмотрите экзаменационные материалы по единому экзамену: заставляют сравнивать тексты, вернее, сравнивать высказывания, искать, высказывать свою позицию, находить общее, находить различия и высказывать собственную позицию.

Вопрос. По сути дела, я уже начал отвечать на пятнадцатый вопрос Вороновой Лии: примитивизация школьного курса истории неизбежна.

Ответ Болотова: Учителя истории говорят другое, что никакой примитивизации не происходит, наоборот, курс усложняется. А что касается литературы, мы уже говорили, что это вопрос для дискуссии. Единственное, что скажу, что литераторы давно говорят о примитивизации школьного курса литературы, особенно с появлением сотен пособий "100 лучших сочинений на любую тему". Появились книжки, в которых там двух-трёхтомное изложение… содержание излагается на десяти страницах. Поэтому с литературой и ЕГЭ не всем хорош, но и традиционное сочинение тоже не решает проблему, связанную с оценкой знаний по литературе.

Вопрос. Как вы собираетесь бороться с утечками информации? Не превратится ли школа в полицейское подразделение? Комиссии, проверки, апелляционные комиссии… Виктор Александрович, неужели вы действительно верите, что русский народ не найдёт способа, чтобы перехитрить любую, самую хитрую систему? Вы знаете, у нас говорят: водичка дырочку найдёт. Зато я, например, верю, что у учителя, который учил, у директора, в чьей школе учили, есть ответственность за выпускника, и только он может быть честен в отношении собственного дела. Да, нечестные были всегда и везде, но в школе их гораздо меньше, чем в этой искусственно выстроенной пирамиде.

Ответ Болотова: Ну, что я могу сказать? Конечно, были, есть и будут попытки помочь своим выпускникам. Вот только в этом году мы отменили, аннулировали 474 результата наших выпускников. 474. Это то, что было выявлено как раз за счёт анализа статистики, за счёт анализа прохождения процедуры. Задержано работ было около пяти тысяч. Тут чуть дальше будет вопрос, который связан с ответом на ваш вопрос, Гавриил, но сразу хочу сказать: вот никакие усилия чиновников не решат проблему коррупции, если этим не займётся общество, если этим не займутся институты гражданского общества. Поэтому в рамках единого экзамена мы практикуем практику общественных наблюдателей, и во многих регионах они решают проблему чистоты и честности. Вы много видели общественных наблюдателей на выпускных или вступительных экзаменах? Записывайтесь в наблюдатели, помогайте нам менять систему. Мы будем отрабатывать на следующий год ситуацию с установкой видеокамер в пунктах проведения единого экзамена.

Вопрос (от учителя литературы). Виктор Александрович! ЕГЭ опасен для школы. Ради достижения результатов детям надо отказаться от самостоятельности и от интеллектуальной свободы. Ну, дети пластичны, переживут и это, кто их знает, может, только закалятся. Или всё-таки будут потери?

Ответ Болотова: Ну, вы знаете, во всём… коллеги, давайте почитаем материалы по той же литературе, да, давайте посмотрим, на самом деле нужно их использовать или нет. Можно ли сделать шаг развития в содержании этих экзаменационных материалов или всё-таки для литературы это непригодно.

PS. Комментировать я это всё не буду, поскольку полагаю ,что в этом нет нужды. А вот обсудить можно.
PPS. Очень правильно: http://rayskiy-sergei.livejournal.com/246312.html?thread=3177000#t3177000
Tags: ЕГЭ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments