Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Category:

Егятина. Первые впечатления вкупе с прежними.

После пробного ЕГЭ мой коллега написал о своих ощущениях и сказал, что я могу это выложить. Теперь вот
Замечания по поводу пробного ЕГЭ по русскому языку (опыт проверки части С)
(курсивом даны цитаты из работ)


Я не слишком много работ проверил (120), не знаю, какого округа были эти работы, но…
1) 0,2 % работ без орфографических ошибок.
Афтор сдесь вырожает на сколько мать любит и переживает за сына…
2) 0,4 % работ без речевых ошибок
3) Примерно треть выпускников отождествляют автора и героя рассказа.
4) Примеры, приводимые из литературы, беспомощны, из жизни – нежизненные.

Попутные замечания:
А) Сочинение в качестве экзамена по русскому и литературе себя изжило. Половина выпускников просто с ним не справится.
Б) Половина выпускников НЕ ПОНИМАЕТ прочитанного.

Я поддерживаю автора в том, что он выразил глубокое неуважение Вадима к матери.

Подбор текста заслуживает ОДЫ. Выбор его педагогически грамотен по отношению к проверяющим учителям. Средний учитель русского — тетенька лет 40-50, 1-2 ребенка своих и человек 60-80 учеников. И читает она из работы в работу: во-первых, «надо заботиться и увОжать своих родителей». Пусть неграмотно — зато чье сердце не дрогнет? Текст провоцирует на дремучие банальности, заложенные в детском садике («какой бы НЕ была твоя мама, это твоя МАМА»). Мама — это святое. Шершавые, но ласковые мамины руки… На кого ты сделал туп ногой, мальчик?

…даже если она в смешном КАПОТЕ, над которым висят седые волоски… (вариант: в смешнОЙ капоре)
…каждый ребёнок должен уважать свою мать несмотря на разные препятствия…
…мне кажется, что с мамой нельзя даже на повышенных голосах разговаривать, а сын ей ещё и нахОмил…
Мать…
(так, c разными знаками препинания, начинались 6 сочинений)

Вообщем, инфантилизм торжествует. Поэтому иной раз и складывалось ощущение, что читаешь работы школьников среднего звена. Заметьте, я не беру крайние случаи (пересказанный от 1 лица текст, пустые листы и проч.)
Дешёвую сентиментальность необходимо выкорчёвывать с корнем. Сентиментально и при этом красиво мог писать только Карамзин. За этими работами, к сожалению, часто вырисовывался облик не то жлоба, не то хулигана «есенинского» разлива, для которого родители делают всё, а он приходит поплакать на их могилке пьяными слезами. Неважно, что он делает для матери, важно, что он её любит! Эта безусловная любовь мне кажется неискренней. Когда тебе будет плохо, она [мать] будет рядом, а когда хорошо, не забудь про нее. Мать, которая рядом только когда плохо… стоит задуматься. Зато жлоб этот агрессивен. Бросается чуть не с кулаками на Вадима: позиция автора ужаснула меня; я пришёл в ужас от того как Вадик грубит маме; Проблема текста в том, что Вадим поступил подло.

Проблема текста должна быть действительно проблемой. Герой действительно ведет себя некрасиво. Но немногие увидели, что Вадим (которого треть авторов упорно именуют Вадиком) просто рисуется перед товарищами, что он близок «подпольному человеку» и герою «Подростка».
Текст (из «Романа с кокаином», в свое время приписывавшегося Набокову) весьма хорош стилистически, но почувствовать это способны, очевидно, лишь единицы выпускников. Воспринимается лишь информативная часть. Но, к слову, задание и тренировочные варианты ЕГЭ именно на это и ориентируют. Не случайно некоторые школьники относят события текста к современности (кто-то посоветовал маме Вадички отдать ребенка в обычную школу, а не платную гимназию…)

И ещё. А вдруг (подумалось на 93-й работе) всё это большая мистификация, грандиозная фантасмагория, кафкианский процесс-2? Допустим, подбор работ в твоей папке не случаен, и тебе дают лишь то, чего ты бы не хотел (или наоборот, желал бы) увидеть? Или «эксперты» тоже сдают некий экзамен?

Сегодня должен был работать «третьим экспертом». Т. е проверяющим проверяющих.
Бог миловал.

Необходимо ценить и уважать старших, так как они делают нашу жизнь разнообразнее.
Спасибо вам, тётеньки и дяденьки из ФИПИ! Вот так мы ведемся по отношению к вам…

PS Может быть, часть С и должна стать условием отбора в вуз? Только тогда каждый вуз или факультет пусть дает свой текст, связанный с формированием и приложением профессиональных навыков. Для медиков — медицинский, для философов — философский и проч.?

С.В.В.

Что ж... Мне остаётся только подписаться под каждым словом моего коллеги. Теперь перейдём к ЕГЭ сегодняшнему. Кое-что изменилось.

Всё-таки многие подсобрались, кое-чему научились, да и предлагаемые тексты (по крайней мере, те, которые я успел прочитать) получше, явно получше того, что был на пробном. И всё же...
Безграмотность по-прежнему удручает; встречал я сегодня и чистый пересказ, и почти полностью переписанный исходный текст, и работу, представлявшую собой четыре строки, перечёркнутые и брошенные одиноко на чистом листе... Но пока говорить об общем впечатлении рановато, поскольку за день я проверил только 30 работ. Почему?

Хроника сегодняшнего дня:

10.00. Все собрались, работы уже в аудитории, но их никому не дают: "Ничего не могу сделать, пока вас не проконсультируют".
Всё строго: на партах наклеены номерки, и садись соответственно присвоенному номеру, а то не дай бог!
Сидим тесно: удобно разложиться на половине парты с несколькими листами формата А4 невозможно.
Дверь в класс закрыта: на этом настояла хозяйка кабинета, поскольку сквозняк сорвёт жалюзи: "Вы же понимаете, это всё потом и кровью!" Еле удержался, чтобы не спросить у неё, при чём тут пот и кровь. Собственно, если родители учеников на свои деньги тебе купили в кабинет жалюзи, то когда и почему ты потела и кровоточила?
Ждём консультанта, а пока заполняем договор. Образец один на всех, заполняем по очереди, жутко медленно. Как и на пробном ЕГЭ, в договоре указано, что оплата - 210 руб в час из расчёта 70 руб. за каждую проверенную работу. "Если есть заслуги, то 230 руб. в час! Но надо предъявить документ о заслугах!" У меня заслуг нет, да я и не гордый...
10.22. Пришла дама-консультант. Как для маленьких, разжевала то, что мы и так знаем ещё с пробного ЕГЭ. Добавила, что есть дополнения к текстам №№... Выяснилось, что эти дополнения (коррективы) - ещё по одной-две проблемы, которые ученик может увидеть в тексте. А то мы б без них не догадались!
10.40. Смогли начать работу.
12.00. Разрешили заказывать второй комплект (до двенадцати-нуль-нуль было нельзя). Обещают привезти часа через полтора. Заказал, продолжаю проверять.
13.30. Проверил свои 30 работ. Второй комплект не подвезли. Уйти нельзя: "Вы же заказали, сейчас привезут!"
...
16.45. Окончательно утомлённый бессмысленным хождением по душным коридорам, курением по жаре на улице, сидением в душном и жарком кабинете, так и не дождавшись второго комплекта ("Не успевают напечатать!"), решил уйти. Захожу в комнату организаторов - дама, у которой надо отпрашиваться, сама уже ушла. Плюнул, сказал двум другим дамам, что считаю себя вправе покинуть пункт проверки заданий (ППЗ, чтоб вы знали!). Они согласились. Спросил, как будет завтра: на меня записан заказ 30 работ на сегодня, а на завтра я заказал 90 штук. Они ответили, что на завтра на всех заказано по 45 работ. Спросил: "Разве организаторов ЕГЭ не интересует быстрая проверка?" Получил ответ: "Это не к нам". Уехал. Завтра поглядим, чем это кончится...

Теперь - отзывы самих выпускников.

С этим делом явно что-то не так... Завтра буду разбираться. Если в сеть выложены верные ответы - это мерзко. Если неверные - подло. Впрочем, и верные - подло по отношению к тем, кто честно готовился. С другой стороны, почему-то никого из учеников не возмущают готовые сочинения, готовые домашние задания... А тут вдруг такая буря!
Во-первых, ответы были выложены глубокой ночью на одном форуме. Не может быть, чтобы вся Москва узнала об этом под утро и списала. Если бы это было так, сегодня учителя на проверке части С обязательно говорили бы об этом: шила в мешке не утаишь. Ну, десяток-другой списали. И ладно: бездарность и невежество списанным экзаменом всё равно не прикроешь, тем более что он не единственный. Те, кто хочет и прикладывает усилия, обязательно своего добиваются в жизни. Только у всех разные препятствия. Ломоносов, например, должен был обмануть приёмную комиссию в Славяно-греко-латинской академии: сказал, что он сын священника, а иначе его бы не приняли. Так вот, когда обман выяснился, Ломоносов был одним из лучших студентов, и за него вступились. А если бы он был раздолбаем, то вылетел бы как миленький (если вообще смог бы поступить).

PS. Мне самому лениво, но хотелось бы, чтобы журналисты раздули эту историю: что тогда организаторы и изобретатели ЕГЭ сказали бы, а? Вот ведь факты: форум, на котором выложены ответы; отзывы школьников, подтверждающие, что ответы верные... А против фактов не попрёшь... По-хорошему, конечно, эту форму экзамена следовало бы немедля запретить, результаты - отменить, в вузы уже в этом году принимать по старинке... Но этого, увы, не будет.
PPS. Больше всего обидно читать в отзывах выпускников: "Что это за страна? / Такая у нас страна..." НЕТ, чёрт возьми, НЕ страна - отдельные люди! В конце концов, страна - это мы все. Об остальном - отдельным постом.
Tags: школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments