Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Про литературу в школе всерьёз

Давно собирался, да всё откладывал... В общем, декларирую:

- по моему глубокому убеждению, которое с каждым годом работы только крепнет и утверждается, для детей и подростков литература — это про жизнь, про людей, а вовсе не про мотивы, стили, направления, тематику и проблематику, средства создания образов и прочее литературоведение;

- совсем хороша для них литература, которая про них самих, то есть про других детей и подростков, которые им, читателям, понятны и интересны потому, что чем-то близки;

- ещё они, как все их сверстники во все времена, очень любят сказки, но, разумеется, в нынешнем формате, то есть фантастику и фэнтези;

- разумеется, им гораздо легче и интереснее читать литературу современную или близкую к ней (уточним: в основном XX-XXI вв., остальное редко, не все и часто благодаря современным экранизациям), в том числе и зарубежную, при этом вовсе не обязательно бестселлеры;

- поэтому, если вспомнить о разумных и действительно достижимых целях преподавания литературы, было бы именно разумно и логично огромный, неподъёмный массив классики отодвинуть почтительно в сторону и подводить к нему исподволь, через современную литературу, через театр и экранизации, все силы в этом случае употребив на заинтересовывание без навязывания, а в качестве основы уроков избирать в каждом конкретном классе книги, которые многие захотят читать или, во всяком случае, смогут прочесть и понять, а главное — захотят и смогут обсудить (разумеется, такое есть и в классике, только надо аккуратно);

- вместо нынешнего странного предмета МХК ввести историю искусств, в рамках которой было бы логично изучать направления, течения, стили и т.д. и опять-таки заинтересовывать классикой;

- для отдельных гуманитарно ориентированных сделать факультатив, где и погружаться хоть в ямбы с хореями, хоть в системы образов, хоть в аллитерации и синекдохи с эллипсисами и парцелляциями;

- для пробующих себя в сочинительстве непременно организовать кружки и студии и бережно направлять, а то так и будут уходить в фикрайтеры, пардон за слово.

Dixi.

PS. Ой, нет, не dixi, раз такие вопросы задают. Нет, я не считаю, что всё это нужно только затем, чтобы привести к классике. Литературная основа уроков может быть только с учётом интересов и возможностей современного читателя, то есть основной корпус текстов — современная литература, понятная и интересная.
Tags: устал, учительское, филологическое, школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments