Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Кто чья жертва

Очень полезный для самооценки пост С.В. Волкова.

Для тех, у кого нет доступа в ФБ, скопирую текст сюда, поскольку пост опубликован без замка. То, что считаю самым важным, позволил себе выделить цветом.

Неожиданно для себя сегодня оказался в центре эпик-баттла, приключившегося в «Сириусе» на выступлении Феклы Толстой. Она рассказывала школьникам о разных способах продвижения классики типа всемирной онлайн-читки «Войны и мира», а потом перешла к вопросам. И одна девушка сказала, что задаст «некорректный вопрос», который не может не задать, ибо он ее жжет и мучит и она задает его всем. Смысл такой: нас, молодых, отвращает от классики не интернет и соцсети, а наши учителя литературы, которые заставляют насильно любить и не разрешают иметь свое мнение (ей важно было это высказать, а вопрос тут просто хвостиком в конце – что вы по этому поводу думаете?). И меня неприятно поразило вот что: весь зал – а это человек сто, большая часть из которых приехала на литературно-творческую смену – разразился дружными аплодисментами.

И когда я спросил, а что правда, прям вот всех, кто хлопает, всех, кто приехал сюда, потому что любит литературу и чего-то в ней добился, вот прям всех учителя в школе гнобят, закатывают в асфальт, заставляют любить и всем навязывают мнение? И многие заорали - Да! и закивали головами.

И дальше понеслось шоу, умело раскручивающееся телеведущей Феклой Толстой – правда, мастерски. Началась дискуссия со мной, быстро перешедшая в какой-то высокий градус накала и массовости, когда дети кинулись на меня с вопросами про ЕГЭ, про школьную литературу, про мир взрослых, который их гнобит – и мне пришлось держать оборону за всё, даже и за то, на что я не подписывался ни разу. Знаете, что меня поразило, кроме мгновенного всплеска агрессивности и готовности поддаться манипулятивным ходам ведущего и силе стайности? Логика этих прекрасных детей. «Нас последние три года в школе не учат, нас натаскивают на ЕГЭ, нас заставляют писать то, что им надо…» Неопределенно-личные конструкции, мы – в пассиве, мы – жертвы этих взрослых, мы играем по их правилам. Нам они не нравятся, но мы по ним играем.

Когда я эту логику вскрыл – вы не хотите писать то, что вас заставляют, но вы пишете, пишете-то вы, не кто-нибудь, именно вы соглашаетесь -- видели бы вы, как взметнулись на меня эти жертвы взрослых. « А что вы нам предлагаете? Бунтовать? Не сдавать ЕГЭ? Не подчиняться правилам? Мы тогда не поступим в вузы и наша судьба будет сломана!»

Поскольку вечер начинался с Толстого, пришлось напомнить им, что Толстой университета не кончил. Значит, не поступить в вуз – это не обязательно сломанная судьба, это жизнь «по направлению к Толстому». Ну, это, ясно дело, в порядке горькой шутки. А в порядке горького серьеза пришлось деткам сказать следующее: Вы – конформисты. Вы играете по правилам, которые вам не нравятся – но вы по ним играете, обвиняя в этом не себя, а авторов правил – взрослых. Вам не нравится их мир – но вы стремитесь всеми силами стать его клеточками, вписаться в него, вцепиться, стать такими же, какими являются те, кого вы мажете сейчас черной краской. И мне вас совсем не жалко.

Отчасти это заявление произвело на них некоторое оглушающее действие – роль жертвы, имеющей права на чувствование себя жертвой, на размахивание этим статусом их устраивала больше.


Ну и очень хорошо тут подытожила Фекла, намеренно обострявшая дискуссию, а потом финалом вдарившая по тем, кого вроде бы поддерживала и подзадоривала: «Думайте не о том, что делают с вами, что вас заставляют – думайте о том, что позволяете себе вы сами, за что отвечаете вы лично».

Ну и горькое наблюдение – никто не вступился за своего учителя литературы. В литературно-творческой смене. Не верю, что все сто человек попали сюда вопреки учителю, из чувства протеста против плохого преподавания, что они самородки, что они проросли сквозь асфальт… Наверное, кто-то просто решил не ввязываться, не брать микрофон, промолчать, не соглашаясь с кричащими. И промолчал. Так и повисло в зале, где блестящие педагоги со всей страны, бывалоча, занимались с приехавшими: «Учителя литературы убивают в нас желание читать». И аплодисменты.

Это был пост минутной горечи. Она уже прошла – только что я получил гнусненькую статью про олимпиаду «Оценки не пахнут», которая обвиняет меня лично и мою команду в сами понимаете чем. Так что мне есть на что переключиться.


- - -

Что хочу добавить от себя: это тот редкий случай, когда удалось показать каждому в толпе его место. И никто, разумеется, не захотел согласиться с тем, что это именно его место. Ну так и поделом нам всем, видимо. При этом (поймите правильно!) я вовсе не считаю, что все должны стать ярчайшими нонконформистами. Тот же Лёв Николаич был, мягко говоря, человек со странностями — в том смысле, что часть его мозга изначально была закручена в другую сторону, что, впрочем, не мешало графу делать много глупостей, как не мешало и во многих отношениях вести себя как все.

Даже больше скажу: если выпускник хочет получить место в вузе и ради этого гнёт себя в дугу и готовится к противному ЕГЭ, это вполне достойно уважения: ведь иначе никак. Другое дело — сколько из них потом окажется таких, кто забудет эту принудиловку, как кошмарный сон, и сможет всё-таки мыслить по-своему? Да примерно столько же, сколько и во все времена в любой стране.

А в качестве постскриптума — картинка, давно найденная где-то на просторах интернета (простите, автора не знаю):

Tags: школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 32 comments