Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Categories:

Вы или ты

       Недавно я узнал о существовании частной школы, в которой принято, чтобы и учителя к ученикам, и ученики к учителям обращались на "ты" и по имени. Наверное, это не единственная такая школа, но речь не о том. Меня это известие натолкнуло на некоторые размышления, которые я и изложил здесь.

       Сразу оговорюсь: я высказываю именно и только свои соображения, вовсе не претендуя на безусловную правильность. И ещё одно: так как читать это будут самые разные люди, мне придётся сначала говорить о том, что многие считают общеизвестным, так что прошу потерпеть.

       Психологи выделяют три типа "пристройки" во взаимоотношениях людей: пристройка снизу, пристройка на равных и пристройка сверху. Сами по себе эти типы не хороши и не плохи, дело лишь в том, когда какая пристройка уместна. Например, считается, что в отношениях "начальник - подчинённый" норма - пристройка сверху как тип поведения начальника и пристройка снизу, соответственно, в обращении подчинённого к руководителю. Вполне естественно, что для отношений "учитель - ученик" многие считают нормой ту же схему.

       Взаимное обращение на "ты" подразумевает или близкородственные отношения, или очень близкие отношения (дружба, взаимная влюблённость), или однозначное равенство при простоте стиля общения (например, одноклассники или рабочие одной бригады), или невоспитанность обоих вступивших в контакт, или взаимную ненависть.
       Взаимное обращение на "вы" подразумевает или уважительные отношения между малознакомыми людьми, или то же уважение в общении между коллегами, или официальную вежливость (дипломатические отношения), но в любом случае для носителей русского языка обращение на "вы" воспринимается как вежливая форма.
       Разумеется, можно обращаться к человеку на "ты" и при этом говорить с ним вежливо (обращение на "ты" не подразумевает хамства). Однако надо признать, что сам стиль обращения на "ты" - стиль фамильярный, в отличие от вежливого "вы" (с любым оттенком: от холодной отстранённости до подчёркнутого подобострастия).

       А теперь поговорим о том, что даёт стиль обращения, к чему ведёт разница в пристройке (или отсутствие этой разницы) именно в отношениях ученика с учителем.

Молодые преподаватели часто тяготятся навязанной им ролью "начальника" (особенно если в школе достались старшеклассники, а стало быть, разница в возрасте невелика), что, впрочем, тоже легко объяснить: сам студент (или вчерашний студент), молодой человек (девушка), сам только что ко всем старшим обращался на "вы" и по имени-отчеству, при этом считая нормой обращение к себе на "ты" и по имени. Такие люди, кстати, будучи студентами, обычно не принимают стиля преподавателей вузов, которые, как правило, обращаются к студентам на "вы" (по крайней мере, так было в большинстве вузов ещё сравнительно недавно). Так вот, естественно, что они стремятся создать комфортную для себя среду общения и потому, в частности, быстро переходят на "ты" с выпускниками и были бы рады общаться на "ты" и с учениками. Но тут мешает система, признающая только один вариант стиля общения, при котором ученик учителю говорит "вы" и называет по имени-отчеству, а учитель к ученику обращается на "ты" и по имени, а то и по фамилии. Другие, напротив, пользуются обозначенной всего лишь стилем обращения дистанцией, чтобы самоутвердиться за счёт учеников. Третьи, понятное дело, не заморачивают себе голову этими "тонкостями", спокойно принимая устоявшуюся норму поведения. Охотно допускаю, впрочем, что взаимное обращение на "ты" некоторым учителям создаст условия для более эффективной работы уже потому, что так им комфортнее. НО это очень сильно зависит от личности учителя и в любом случае создаёт опасность панибратства.

       Смысл отношений ученика и учителя - это учебный процесс (многие считают, что не учебный, а учебно-воспитательный, но эту тему я здесь затрагивать не хочу). И если уж рассматривать стиль обращения ученика к учителю и учителя к ученику, то в первую очередь с этих позиций. Кроме того, учтём, что одна из целей школы - помочь человеку повзрослеть, то есть разобраться во взрослом мире и научиться жить в нём так, как живут взрослые люди. Какое это имеет отношение к стилю общения и к пристройке? Попробую объяснить.

       Начнём с проблемы взросления. Общеизвестно, что многим подросткам не хочется уважать людей "просто так", и они часто бунтуют только потому, что им навязывают подчинённое положение в тех ситуациях, когда подростки стремятся к равноправию. Это один из ключевых факторов: подросток хочет, чтобы его наделили правами взрослого. Прошу меня простить, но напомню ещё одну банальную истину: мечтая о правах и "свободах" взрослого человека, подросток не желает принимать на себя обязанности и "несвободы" взрослой жизни. Поэтому ему часто и отказывают в правах взрослого, причём делают это неосознанно.
       Итак, подросток вынужден жить в мире взрослых, часто не имея ни правовой, ни психологической защищённости, причём последнее касается и отношений подростка с самим собой: он психологически беззащитен перед "вывертами" своего организма и своей психики. Так вот, когда он получает возможность обращаться ко взрослому (в данном случае - к учителю) на "ты" и по имени, он получает не то, чего добивался! Вместо того чтобы признать его, подростка, взрослым, учитель ставит себя на одну доску с ним, играет в друга-приятеля. То есть на уроке есть Вася, Петя, Лена, а кто из них учитель - какая разница? А теперь пойдём дальше: комфортно ли будет чувствовать себя учитель (учительница), в пятьдесят лет позволяющий ученику обращение на "ты" и по имени? Вряд ли. Да и как будет чувствовать себя ученик? Если уж мы готовим учеников к жизни во взрослом мире, то стоит ли приучать их к фамильярному обращению со всеми взрослыми подряд, независимо от их возраста, рода занятий, багажа знаний, авторитета? Это очень важно: обращение на "ты" подразумевает определённую близость отношений, а близость отношений - это дозволенность многих действий, которые непозволительны в общении с посторонним человеком. Можно предположить, что учителя, принявшие для своей школы всеобщее обращение на "ты" и по имени, стремились создать атмосферу дружбы и доверия. Могу даже допустить, что им это удалось. Но какой ценой?
       (Я не утверждаю, что всё именно и только так. Я только указываю на один из аспектов ситуации.)

       Ещё одна важная оговорка: я вовсе не считаю, что ученики обязаны "просто так" признавать авторитетность учителя. Но я уверен, что нормальным является изначально уважительное отношение к человеку просто потому, что он человек (и профессия здесь не играет роли). А "вы" - нормальная, принятая в обществе форма уважительного обращения.

       Теперь о цели учебного процесса. Если основная задача учителя - научить, то есть передать знания и помочь ученикам сформировать пресловутые "умения и навыки", а также помочь повзрослеть, то какой стиль отношений лучше? Постоянная пристройка сверху, безусловно, часто мешает не только учителю, но и ученику, особенно в пору выхода из подросткового возраста. Да, многих людей есть за что уважать, когда им по 16-17 лет. Но ведь уважать надо всех людей, независимо от возраста! Пристройка на равных, безусловно, более отвечает ситуации, поскольку уважение к ученику, простите за штамп, один из краеугольных камней профессии учителя. А самый простой и наглядный способ выразить уважение - обратиться к человеку на "вы". Так уж сложилось, что в нашем обществе именно эта форма обращения выражает уважение, и не будем здесь обсуждать, откуда это взялось и почему нельзя на "ты". (Для самых ортодоксальных ревнителей простоты добавлю: это не значит, что мы не уважаем тех, к кому обращаемся на "ты". Повторюсь: "вы" - это только принятая форма уважительного обращения.)

       Итак, к чему это я? А к тому, что, на мой взгляд, следовало бы установить уважительное равенство между учеником и учителем и принять за норму стиля школьного общения взаимное обращение на "вы". Когда учитель обращается к ученику на "вы", он поднимает планку: ученик номинально (по форме обращения к нему) оказывается одним из уважаемых собеседников. А если учитель позволяет ученику обращаться к себе на "ты", он опускает планку, не только лишая ученика уважения, но и отвергая уважение к себе. Повторюсь в последний раз: взаимное "тыканье" есть часть стиля общения, который не годится для любой ситуации в мире взрослых. Взаимное обращение на "вы" не только поднимает ученика в его же глазах, но и моделирует ситуацию уважительного отношения к себе и к окружающим, а стало быть, уже одной этой формой отчасти оправдывает требования к ученику (Ну разве нормально звучит: "Вы опять забыли тетрадь? А голову вы не забыли?"), то есть помогает ему уважать в себе потенциально образованного, социально значимого человека. И мнение того, который "ты", наверное, не кажется таким же важным, как мнение того, который "вы", не так ли? То есть обращение на "вы" - это и формальное признание ценности позиции человека. А всеобщее "тыканье" во время обмена мнениями - это стиль ток-шоу, тусовок (т.е. ложно доверительных отношений) и пр. Дело ещё и в том, что обращение на "ты" сразу словно требует доверительности и близости, а оснований для этого нет. Меж тем обращение на "вы" сразу подразумевает любую дистанцию в отношениях и любую скорость изменения этой дистанции, но при изначальном нефальшивом отношении: на "вы" принято обращаться к незнакомым, вот и всё. "Вы" требует только вежливости. А она-то и важна в начале построения любых отношений.

Tags: виртуальный факультатив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →