Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Category:

Про воспитание в школе

Выношу из комментариев к посту "Без иллюзий" и дополняю. Слова "социально опасные дети" назвали страшной формулировкой и спросили, кого я имею в виду.

Я имею в виду детей и подростков с негативным девиантным поведением любой этиологии (и социальной, и психической), а также т.н. социально неадаптированных, но тоже со знаком минус.

Формулировка страшная? Это Вы не того боитесь. Страшно, если ученица, недовольная оценкой, с размаху бьёт по стене тяжёлым ботинком. Страшно, если по школе ходит мальчик, готовый в любую секунду засветить с разворота ногой в челюсть хоть другому мальчику, хоть девочке, хоть учителю. Страшно, если ученик заявляет учительнице, что он её зарежет, и лезет в карман за ножом. Страшно, когда над твоим ребёнком в школе издеваются, унижают его. Наконец, жутко, что в наших школах давным-давно нормой стало презрительное отношение к старательным ученикам, а бал правят те, кто копирует поведение гопников.

Некоторое время назад Тина Канделаки раскрутила проект "Умная школа", в котором я наивно принимал участие на первых порах. Так вот, Тине стали присылать ссылки на видеозаписи, сделанные в школах. В основном сюжетов два: 1) как школьники издеваются над учителями, 2) как школьники издеваются над сверстниками. Рекомендую:

Шок в школе;

Шок в школе — 2;

ну и вот это ещё.

Если надо, то Ю-Туб по простому запросу "школьники издеваются" даёт немало роликов.

Тина, само собой, легко переложила ответственность на директоров школ и на учителей: "Директора школ и учителя должны нести ответственность за то, что происходит в их стенах. Ведь это наши дети и наше будущее. Так давайте вместе обратим внимание на эту проблему. Бесполезно пенять на низкий уровень культуры, нужно этот уровень повышать, причем коллективными усилиями. Так что я жду ваших предложений... Если нужна какая-то помощь, я со своей стороны готова ее предоставить". Ну да, конечно. Помощь она предоставит. КАКУЮ?

Виноваты (несут ответственность и пр.) директора и учителя? Что ж, это один из популярных упрёков. Меня вот недавно тоже приложили. Видимо, уже нельзя учителю писать для публики о школьных проблемах, если учитель тут же не покается, и это в очередной раз подтверждает: стереотип отношения к школе сложен крепко, ему не дают пошатнуться.

Вроде бы все знают о том, как много ребёнок берёт от родителей, но как только дело касается школы, об этом благополучно забывают и сами родители, и поп-дивы вроде Канделаки, и чиновники. Совсем уж невыгодно им помнить о том, что основы личности закладываются с рождения (а на самом деле ещё до рождения, если вспомнить о генах, об обстоятельствах зачатия и о том, как протекает беременность) до пяти лет. Кроме того, невыгодно помнить и о том, о чём постоянно твердят психологи: девочек воспитывают примерно до десяти лет, мальчиков — примерно до двенадцати. Потом поздно. Потом можно только удержать то, что воспитано, и это в лучшем случае. И опять-таки чиновникам невыгодно помнить о том, что в школе воспитать в прямом смысле нельзя: можно привить поведенческие стереотипы (да и то не всякому ребёнку) и перевести их на уровень осознания, не более того.

Уже говорил об этом не раз и не хочу повторяться, а потому постараюсь коротко:

1) если ученик хамит учителю, издевается над ним, то учитель обязан отвечать спокойно, сдержанно, корректно (и это при том, что среди детей и подростков многие понимают только язык силы, а потому вежливость, а уж тем более интеллигентность для них — маркеры слабости);

2) если ученик ударил учителя, ученику ничего не будет (в крайнем случае выгонят из школы... на неделю); если учитель, даже защищаясь, ответит ученику ударом на удар, то учителя засудят (см. примечание в скобках к п. 1);

3) если ученик угрожает учителю, то учитель не имеет никаких инструментов влияния на ученика: нельзя же угрожать в ответ (мгновенно под суд попадёшь);

4) если ученик ведёт себя явно неадекватно, учитель (да хоть бы и педсовет) не имеет права даже направить ученика на обследование к психиатру без согласия родителей, а родителям только заикнись — почти гарантированно получишь истерику, праведный гнев и прочие прелести;

5) если ученик ничего не делает, учитель имеет лишь формальное право выставить ученику двойки, а в крайнем случае оставить на второй год — в реальности за каждую двойку и даже тройку учитель в современной России рискует расплатиться деньгами (урежут зарплату), статусом (понизят разряд) или работой (уволят или вынудят уйти), потому что миф "учитель двойку ставит себе" очень удобен и принят у чиновников, директоров и завучей как базовый способ давления на учителя;

6) почти все родители школьников будут довольны учителем, если он ставит детям четвёрки и пятёрки, и содержание уроков волновать никого не будет, а если учитель требователен, да ещё хочет от учеников не только старания, но и достойного поведения, то виноватым с большой долей вероятности окажется учитель;

7) для многих директоров школ, в сущности, не имеет значения, что происходит на уроках, если дети довольны, родители не жалуются, в журнале четвёрки с пятёрками, результаты ГИА и ЕГЭ высокие;

8) в итоге истинное качество преподавания не имеет смысла — важны формальные показатели (а ведь многие уже всерьёз верят, что ЕГЭ показывает истинный уровень знаний) и отсутствие жалоб;

9) коротко говоря, учитель может сделать замечание, вызвать родителей в школу, пожаловаться директору, а когда эти меры исчерпаны — учитель бесправен, но стоит об этом сказать, сразу получишь упрёки вроде этого.
Tags: учительское, школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments