Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Category:

Есть ли жизнь без экзаменов?

Прошу прощения за пошловатый заголовок: ничего другого не выдумал.

Если коротко, то я считаю, что можно изъять экзамены из учебной жизни, причём все и навсегда, потому что они устарели так же, как почти все нынешние образовательные, простите, технологии, методы и пр.

Если интересно, почему я так думаю, тогда прошу под кат.

I) Зачем нужны экзамены?

1) Проверить уровень ЗУН (кто не в курсе: знаний-умений-навыков), а также, как теперь модно говорить, компетенций? Так для этого вполне достаточно, например, независимых контрольных работ, проводимых в течение каждого учебного года. Не только контрольных, конечно: есть творческие работы, можно найти много индивидуальных решений и т.д. Уверяю вас, это можно организовать. Например, в моей предыдущей школе мы регулярно проверяли олимпиадные работы окружного этапа: нам их просто привозили и оставляли на неделю (конечно, давали ответы и критерии), а потом забирали проверенное, вот и всё. Более того, сейчас можно организовывать такие независимые проверки в компьютерном виде с отправкой через интернет, так что и бумагу сэкономим, и бензин.

2) Отобрать достойных обучения в конкретном вузе? Так для этого опять же хватило бы результатов независимых контрольных работ, скажем, за последний школьный год, если организовать электронную базу этих самых результатов. Вуз может даже предлагать свои контрольные работы школам, даже проверять их силами своих преподавателей, если очень надо. Ну, и олимпиады нужно всё-таки учитывать, не без того, а уж они-то очень сильно похожи на экзамен, причём повышенной сложности, так разве ещё что-нибудь нужно?

3) В качестве обряда инициации? Тоже не годится: слишком по-разному развиваются люди, один уже в десять лет почти взрослый, а другой и в сорок инфантилен на удивление.

4) В вузах как подведение итогов семестра и года? Уже есть вузы, которые без этого обходятся, вполне удовлетворяясь текущими оценками.

5) В вузах на высших ступенях? Ну, экзамены в аспирантуру, кандидатский минимум и пр. Не знаю, не уверен. Там, может быть, и стоит оставить, но об этом пусть лучше скажут те, кто знаком с предметом изнутри. Мне кажется, что и там не нужно: можно отобрать достойных иным путём.

II) Кому нужны экзамены?

1) Школьникам и студентам? Не смешно. Спросите их. Думаю, несложно угадать, что они ответят.

2) Преподавателям? Не смешно опять. Каждый учитель или преподаватель вуза, принимавший экзамены хоть раз в жизни, думаю, будет рад узнать, что ему больше этого делать не нужно. (Ну хорошо, за всех не распишусь, пусть не каждый, но многие уж точно.)

3) Государству? О да, вот ему (то бишь чиновникам) нужны экзамены: это прекрасный инструмент учёта и контроля, полезный и интересный: всегда можно что-нибудь новенькое придумать и освоить бюджет, всегда можно наградить немногих и хорошенько напугать всех остальных и пр.


Вывод прост: нужно что-то подкрутить в государстве, чтобы оно отказалось от устаревшей громоздкой и дорогостоящей системы. Боюсь только, что этого ждать придётся долго. Вот разве что в США и Европе вдруг откажутся от экзаменов, тогда и нашим правителям станет стыдно отставать. Эй, Америка-Европа! Вы там как, не собрались ещё? Ох. Ну, посижу, подожду.

PS. Я не претендую на знание истины в последней инстанции — я предлагаю обсудить.

PPS. Да, я знаю, что в нашей стране любая система проверки будет порождать продажность, но чтобы этого не было, нужно искать пути решения так же упорно и последовательно, как разработчики антивирусных программ и т.н. файерволов ищут методы защиты компьютеров от вирусов и от хакерских атак. Ведь находят же! Да, я знаю, что всё равно хакеры хоть чуть-чуть, но опережают, находят новые дыры в защите, так ведь и защита раз от раза становится лучше.
Tags: учительское, школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments