Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Categories:

Завершая разговор о Чехове

ОБРАЩЕНИЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ К ДЕСЯТИКЛАССНИКАМ

Устав от очередного всплеска откровенностей на тему "Чехов скучный и не смешной"... Устав от школьников, которые, всерьёз считая Чехова не смешным, являют мне на уроке ряды мрачных и скучных лиц или унылых затылков... Устав от дискуссий в ЖЖ на тему: "Где ж тут комедия?!" Несколько недоумевая по поводу сегодняшней дискуссии на перемене с хорошими людьми, вставшими, не разобравшись, не подумав, на защиту неграмотного лентяя... Утомившись от всего этого, хочу всё же сказать несколько слов, а то, боюсь, к понедельнику или остыну, или расхочу разговаривать, или стану "мрачным и скучным", как Антон Павлович... Впрочем, нечего наглеть: таким мне не быть: хиловат! И кокетничать нечего...

Претензии к Чехову меня уже раздражают. Его книги, видите ли, не смешные! Он, ёлки-палки, унылый, мрачный, скучный, тяжёлый, нудный (нужное подчеркнуть, ещё ругательств приписать, в конце строки плюнуть).

А теперь серьёзно. Разный уровень образования - это разная глубина понимания мира. Разная направленность образования - это разные углы зрения. Специфический юмор физиков так же не будет понятен, скажем, гимнасту, как специфический юмор филологов - физику, например. И это справедливо не только в отношении юмора, конечно. Однако книжка "Физики шутят" раскупалась в своё время очень хорошо. И многие шутки врачей тоже расходятся в народе... Стало быть, что-то понятно, но не всё. Когда кончается "гы-гы" и начинается ирония, многим скучно. Но Чехов не Арлазоров!

Так вот, Чехов по образованию врач. Многим из вас доступен весь юмор врачей? Кстати, опять поклон заботливой и внимательной e_leshka, указавшей на возможность чёрного юмора в пьесе "Вишнёвый сад".

Я не к тому, что весь юмор у Чехова чёрный. И не к тому, что рассказы и пьесы Чехова - это литература, написанная медиком для лекарей. Я к тому, что врач - это серьёзнейшее, "сильное" образование, которое даёт качественно иной взгляд на мир. И кстати, врач начинает работу с больным с выяснения и осмысления анамнеза. Конечно, писатель не врач, он не претендует на роль врачевателя общества, хотя критика эту роль ему давно навязывает. Вспомним Лермонтова: "Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить - это уж Бог знает!" Уже Михаил Юрьевич, как видите, оперировал медицинскими терминами, говоря о состоянии общества в восприятии писателя. Врач-писатель Чехов или писатель-врач? Как хотите. А только одно от другого неотделимо в нём. А потому надо учитывать, что глубина понимания происходящего у Чехова такова, что он вполне может смеяться над тем, что не всякому понятно, а не то что смешно! "Чехов скучный!" А истории болезни читать интересно? Увлекательно рассматривать рентгеновский снимок? Ну почему от Чехова непременно требуют, чтобы было смешно? Потому что сборник называется "Юмористические рассказы"? Потому что "Вишнёвый сад" Антон Павлович позиционировал как комедию? "Нет, вот давайте выясним, что ж тут смешного! Двадцать минут "морали" на сцене в комедии - это невозможно!" А что же никто не нападает на "Горе от ума" Грибоедова? Ну кто, скажите, ухахатывался, слушая гневные монологи Чацкого? Это я так, к слову. Но что-то я не слышал жарких споров о том, комедия ли "Горе от ума", и если да, то что ж там смешного? А ведь для того, чтобы понять, что там такого уж весёлого, надо гору литературы перелопатить, мощнейший пласт истории культуры впитать.

Современному читателю, будь он хоть трижды филолог, приходится читать Пушкина со словарём (кстати, уже существует словарь языка Пушкина). И многое из смешного у Пушкина проходит мимо нашего чувства юмора, а князь Вяземский в своё время, например, смеялся от души. И у Гоголя почему-то не всё всем смешно. О юморе Державина и говорить не стану. А многим ли смешны рассказы Зощенко, Ардова? А пародии Архангельского? Вот всерьёз смешны, чтоб читать и смеяться? В общем, надо понимать и то, что реалии времени меняются, в каждой эпохе свой смех. А уж Антон Павлович рассчитывал на современников, конечно, и не на всяких. Достоевский не виноват в том, что современный школьник не читал Новый Завет или хотя бы не хочет думать, так что даже близко не подходит к адекватному пониманию "Преступления и наказания". Пушкин не виноват, если тот же школьник не представляет себе жизнь без мобильника и не может понять, почему Онегин не мог скинуть Татьяне Love-SMS, а заодно не хочет понять, что слово "честь" имело иной вес, нежели теперь. И Чехов не виноват, если современный читатель не имеет достаточного образования или хотя бы не смеет набраться мужества, чтобы заинтересоваться серьёзными вопросами, если они даны в произведении с подзаголовком "комедия".

Вот Жванецкий. По его же словам, Алла Пугачёва не ходит на его концерты, потому что ей там не смешно, а страшно. И она права! Но Жванецкий смешит! В чём дело? В стиле? В подаче текста? В харизме, простите за ругательство? Читать сборник анекдотов и слушать анекдоты один за другим в тёплой компании не одно и то же. Но не только в этом дело. Кто из современных школьников может похвастаться тем, что прекрасно понимает все вещи Жванецкого, написанные им в 60-е годы? И не просто понимает, но и смеётся над всем, что смешно и старшему поколению? А ведь прошло не так много времени, кажется. Но эпоха сменилась! А со времён Чехова эпохи сменялись уже не один раз.

И последнее. Сравнительно недавно я собрал из работ школьников связный текст, назвал его Легенда о Чехове и прочёл на Чеховском вечере в нашей школе. Но сначала дал понять, что это смешные выписки из школьных работ. Зал смеялся над каждой фразой. А потом я тот же текст прочёл на конференции в музее Чехова, и школьники почти не смеялись, поскольку их не предупредили, что будет смешно. Ну не сказал я кодового слова "лопата". И они слушали легенду! Значит, смешной текст может быть воспринят как серьёзный, если не предупредить, что смешно. Стало быть, как видим, смешное может быть не найдено уже потому, что назвали смешным, а кодового слова не сказали... А слова "юмор", "комедия" воспринимают очень по-разному. В общем, кому "гы-гы" - это к Дубовицкой, пожалуйста. А Чехов виноват не больше, чем Аристофан.

КОММЕНТАРИЕВ ЖДУ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ИМЕННО ОТ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ.
Tags: виртуальный факультатив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments