Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Право = обязанность?

Заранее прошу прощения: здесь будет сказано немало очевидного, а начать придётся вообще с цитаты:

Конституция РФ, глава 2, статья 43 (Вот она с комментариями.)

1. Каждый имеет право на образование.

<…>

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

- - - - -

Итак, что мы имеем? Право одновременно является обязанностью. На мой взгляд, в этом противоречии и кроется основная проблема. В частности, потому, что образование обязывают не только получить, но и дать.
Что это означает на практике? Все обязаны окончить школу, которая, увы, устроена так, что далеко не всем в ней комфортно, тем более что далеко не всё из школьной программы действительно нужно изучать всем. Вот уже лет двадцать пять это горячо обсуждают, много чего напредлагали, реформировали, реформировали, да не выреформировали, потому что всё равно всё сводится не к тому, как лучше для учеников (и уж тем более для учителей), а к тому, во-первых, как видит ситуацию Кто-то Главный, а во-вторых, как удобнее чиновникам. Но ведь Кто-то Главный там не навсегда, так что всем, кто ниже, каждый раз приходится принимать на себя результаты деятельности новой метлы. А одни и те же чиновники сидят на своих местах куда дольше. Что нужно чиновникам? Управлять так, чтобы можно было в любой момент потребовать отчёта и чтобы с них самих ничего не требовали наверху, кроме радужных отчётов. Поэтому школам что-то перепадает, конечно (за финансирование надо же отчитаться), однако при этом предписаний и запретов становится всё больше, а все реформы сводятся к мегатоннам отчётов; поэтому ученик ничего не решает (то есть решает, но большей частью в мечтах управленцев), родитель порою думает, что что-то решает, а учитель вообще головы не смеет поднять — только рапортует об освоении новых методик и педтехнологий и неуклонно повышает качество обученности, причём каждый год в соответствии с новыми курсами, которые его обязали закончить.

А почему право = обязанности? Где логика? Не знаю. Что предлагаю? Для начала выбрать что-то одно: если это обязанность, то не называйте её правом. Так и напишите: гражданин обязан получить среднее образование и имеет право получить любое другое образование более высокого уровня. Но тогда надо понять ещё одну важную вещь: почти все дети так устроены, что они не станут всерьёз заботиться о том, за что они лично не отвечают. Ох, сейчас меня побьют, но чего уж… Или ребёнок понимает, что он лично отвечает за результат, и знает, почему ему лично важно достичь этого результата, а значит, будет учиться старательно, или приходится мотивировать его угрозой, если угроза не пустая. Запугивать детей — это очень плохо, конечно. Идеальная школа без этого обходится: в ней все дети мотивированы только за счёт положительных стимулов, в ней царит радость и т.д. О таких школах даже книжки пишут (А. Жвалевский, Е. Пастернак, "Я хочу в школу!" — всем советую прочитать). Но сколько таких идеальных школ в мире? Не знаю. Хорошо если десять. Ура, если больше. Зато дети очень старательно учатся в тех странах, где образование открывает возможности, а отсутствие образования навсегда оставляет на социальном дне. Кстати говоря, в этих странах обычно есть право на образование, но оно ни в коей мере не обязанность, и того, кто не учится, из школы выгоняют. Вот и всё. Это очень простой способ: отмените всеобуч — и стремление учиться вдруг появится почти у всех. И механизм простой: лентяй не будет стараться, если знает, что его обязаны держать в школе, что учителя придумают тысячу способов поставить ему тройку. Но будет стараться, если знает, что его за безделье вышвырнут.

Да, вот такой я пессимист: всерьёз считаю, что разговоры о мотивации и радостно тянущихся к знаниям свободных детях — это утопия, если мы имеем дело с массовыми государственными школами. К утопии надо, конечно, стремиться, но для начала стоит отменить совсем уже не работающую нынешнюю систему. Потому что если не стричь всех под одну гребёнку и дать возможность каждому учиться в комфортном именно ему темпе, то и учиться многие будут гораздо охотнее и лучше.  То есть если надо, чтобы все получили образование, тогда сделайте так, чтобы его нельзя было не получить. Как это сделать? См. здесь. Или тот же пост на Педсовете. Комментарии характерные.
 
Tags: устал, учительское, школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments