Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Кажется, придумал

Нынешний формат ЕГЭ по русскому языку (коротко я уже говорил почти об этом) приучает старшеклассников к дурной и в корне неверной мысли, будто бы справедливость (про несправедливость дружно писать не советуют) любого тезиса можно доказать, сославшись на какое-либо литературное произведение, какой-нибудь герой которого что-то сделал или сказал в какой-то ситуации.

Причём герой подбирается какой угодно, притягивается за длинные эльфийские ушки — и ура. Ну, скажем, природу надо любить и беречь, а то будет как с Базаровым, который в гневе в лес пошёл и там ветки ломал, растакой и разэдакий, не то что старики из "Прощания с Матёрой", которые природу чувствовали и любили. И даже хуже того: один и тот же персонаж в одной и той же ситуации годится для подтверждения чего угодно. Например, если речь о том, что надо знать и любить своё дело, то тот же Базаров — "яркий пример человека, знающего и любящего своё дело (врач, наука, все дела)"; если текст о том, что нужно заниматься самовоспитанием, то вот Базаров, который сказал же, что "каждый человек сам себя воспитать должен"... Ну и т.д.

И главная дикость именно в том, что эта извращённая логика в самом деле приучает к мысли, будто "пример из художественной литературы" что-то доказывает, может быть аргументом! Я периодически вынужден возвращать учеников к реальности такими, например, вопросами: станете ли вы утверждать, что футбол никому не нужен, основываясь на том, что ни Онегин, ни Печорин, ни Пьер Безухов и уж тем более Наташа Ростова в футбол не играли? Или скажете ли вы, что вы против обучения именно потому, что Митрофанушка из "Недоросля" сказал "Не хочу учиться — хочу жениться"?

Так вот, некоторое время назад я искал, о чём бы написать текст для подготовки к ЕГЭ, чтобы ученик никак не смог согласиться с позицией автора. Ну, хотел, чтобы опровергли хоть разик. А теперь придумал другое: надо написать текст о вреде художественной литературы, а в этом тексте особенно подчеркнуть, что всё это вредный вымысел, ничего общего не имеющий с реальной жизнью. Убедительно написать, горячо. И дать старшеклассникам. Интересно будет посмотреть, как они станут соглашаться с позицией автора и какой "пример-аргумент из художественной литературы" найдут. [Самое очевидное, конечно, это.]Мне вот приходит в голову Фамусов: "Уж коли зло пресечь: / Забрать все книги бы да сжечь".

UPD. И тем, кто согласится с автором, поставить ноль баллов за любой пример-аргумент из художественной литературы, потому что парадокс лгущего критянина никто не отменял.
Tags: ЕГЭ, учительское, школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 25 comments