Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Личные бзики, они же профессиональные аберрации

То бишь проекция кривых ног кавалериста на мозг учителя русского языка и литературы.

В каком-то смысле этот пост можно считать узкоспециальным дополнением к Памятке начинающему учителю.

Аберрация 1. Невозможно спокойно идти или ехать куда бы то ни было, потому что вокруг тексты и речь, а ты всё это воспринимаешь, слышишь и автоматически анализируешь. И страдаешь, потому что вокруг много ошибок и просто глупости. Я уже порой уподобляюсь профессору Хиггинсу ("Он постоянно отпускает во всеуслышание критические замечания по поводу произношения священника".), правда, обычно только в компании жены и дочери, а дочь сама филологом растёт, не страшно :)

Аберрация 2. Читая хорошо написанные книги, то и дело ловишь себя на том, что не наслаждаешься текстом, а выуживаешь из него дидактический материал: в седьмом классе я бы дал этот рассказ; вот хорошие примеры на обособление определений; а это чудно подошло бы для изучения сложноподчинённых предложений; ой, какая парцелляция!.. Чёрт, чёрт чёрт. Это Цвейг, болван! Или Честертон, или Булгаков. Заткни свою учительскую железу за мозжечок и наслаждайся! Не-е-ет, не можешь уже.

Аберрация 3. Впрочем, это должно быть свойственно не только словесникам. Или это моё личное завихрение мозга. В общем, довольно часто мозг не желает отдыхать — мозг желает вести урок. Конкретный завтрашний урок, например. Или уже проведённый урок, но так, как он мог бы получиться, если бы не... Или ещё какой-нибудь урок, который можно было бы провести, если бы... Вышел из школы, погода хорошая, решил пройтись до метро — а мозг не о своём, не о насущном, но и не о вечном — мозг с работы не уходил, ему, например, понравилась мысль о том, что т.н. знания, которые мы даём в школе, есть лишь иллюзия знаний, потому что классификации придуманы для удобства, и если завтра решат, что электроны, нейтроны и протоны надо переименовать в какие-нибудь вуффлы, эржи и скривы, ну или надо выделять не члены предложения (вот отменят понятие!), а какие-нибудь сегменты речевого потока, то переименуют, как миленькие, переделают учебники и вперёд, к новым "знаниям"; а потом про переход количества в качество, а потом про соотносимость жизненного и читательского опыта — и хорошо ещё, если ты себя контролируешь и не принялся бормотать вслух.

- - -

Сейчас мне скажут, что надо отдыхать. Так я и отдыхаю: вот, пишу на досуге в жежешечку, благо вскочил в шесть утра вместо восьми, потому как лёг в одиннадцать, и теперь вот досуг образовался, потому что семинар для моих дорогих авторов школьного альманаха у меня сегодня в десять... Ну всё, всё, ухожу. Почитаю что-нибудь для отдыха.
Tags: личное, учительское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments