Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Школьные ошибки — 3

Вот для затравки чужой пост. Написано грубовато и поверхностно, но в целом верно. Как вы понимаете, это уже ошибка и не учителей, и не родителей, и не школьников, а государства и общества, с удовольствием поддавшегося провокации государства.

Впрочем, может быть, я зря валю всю вину только на власти. Журналисты, как всегда в таких случаях, любят стараться, а т.н. народ любит результат таких стараний принять за чистую монету и тут же воспринять как руководство к действию.

Помните, как недавно было принято массово восхищаться сначала книгой, а потом фильмом "Географ глобус пропил"? Уж не знаю, кто конкретно чем именно восхищался, но я хочу поговорить о правах учителя. И не о тех, которые прописаны в официальных бумажках и ничего не стоят (вроде права на годовой оплачиваемый отпуск, которого ни один учитель в России в глаза не видал и не увидит), а о тех, которые позволяли бы работать комфортно.

Вскоре после развала СССР учителя большинства школ вдруг обнаружили, что не в силах справиться с хамством и учеников, и их родителей. Оказалось, что можно быть спокойными только в том случае, если и родители — порядочные люди, и ребёнок растёт порядочным человеком. А все остальные неожиданно "распустились", а прежних механизмов воздействия, простых и надёжных, у учителя больше нет. Понятно, что это можно и нужно рассматривать в контексте всеобщего раздрая. Но прошло почти 25 лет с тех пор, как Союз развалился, а на обломках самовластья имена разновсякие понаписали, да только не видать, чтобы хоть что-то путное построили.

Зато приспособились валить всё на самое слабое звено, то есть на учителя. Ребёнок не хочет и/или не может учиться? Учитель виноват. Всё. Высекли в граните и на постамент. Возражения не принимаются. Виноват! Вон и по телевизору говорят... А почему он интересные задания не придумал? Этот, как его... ин-ди-ви-ду-аль-ный подход не осуществил? Не подобрал ключик. Не разобрался в особенностях личностного развития. Не нашёл тропинку к сердцу. Не расположил к себе. Не зажёг. Не умеет заинтересовать предметом. Не хочет осваивать прогрессивные инновационные педтехнологии. Ну, и в последние пару лет — вообще отстал, не соответствует новому Федеральному ГОсударственному ОБРазовательному СТАНДАРТУ. Ту. Ту-ту. Ну и тю-тю. Трам-пам-пам.

Поясню: любой лентяй и хам, в том числе хам наследственный (бывают они, бывают), может выкинуть что угодно, а у учителя попросту нет никаких механизмов воздействия. Любые наказания за опоздания и прогулы возможны только в том случае, если это терпят ученики и родители. А мало кто терпит, тем более что начальство во многих школах само разводит руками: мол, не имеем права наказывать ни за прогул, ни за опоздание, ни за невыполненное домашнее задание. Да ни за что, в сущности. Двойка давно не метод: всё же можно пересдать, кого тут двойкой напугаешь? Тем более что и двойки-то ставить не то чтобы запрещают, но давно и активно не одобряют, заодно провоцируя учителей завышать оценки, поскольку от них напрямую зависит зарплата.

И далеко не только в наказаниях дело (вы уж не подумайте, пожалуйста, что я мечтаю всех построить и заковать). Отставание в развитии? Не имею права даже намекнуть. Девиантное поведение, подозрение на психические отклонения? Не имею права даже заикнуться. Точно знаю, что дома за школьника делают задания мама с папой? Ничего не могу, если нет прямых и очевидных доказательств, а если они и есть, всё равно нарвусь на обиженное непонимание.

И из каждого утюга при этом несётся: уважать права ребёнка, видеть в нём личность, индивидуальная траектория образования и пр. Популярные блогеры из числа учителей и директоров, вроде Рустама Курбатова, вечно подливают масла в огонь, часто сами того не желая: вот, например, или вот. И я сейчас не о том, правильно сказано или нет, а о том, как реагирует среднестатистический родитель на такие посты и статьи. А реакция обычно одна — зависть и обида. Конечно, в хороших школах вон как, а у нас... И не станут разбираться, какова разница в возможностях учителей частного лицея и обычной государственной школы.

Вот я сейчас всё это пишу, а сам думаю: а стоит ли? Ведь получу же, непременно получу в комментариях весь этот опостылевший набор:
а) если ты такой неумелый учитель, уходи из школы;
б) не нравится в государственной школе, так уходи в частную;
в) сам открой свою школу и сделай всё хорошо, а жаловаться нечего;
г) им бы только наказывать безвинных детей да задавать километровые домашние задания, шкрабы вонючие и пр.

А я на самом деле не жалуюсь, а только обозначаю проблему, ещё одну серьёзную школьную ошибку: вместо того чтобы по-настоящему перестроить школьное образование, пока не поздно (а уже почти поздно), чиновники предпочли лишить учителей почти всех прав, взвалить на них непомерный груз ответственности, одновременно развязать руки лентяям, хамам и доносчикам — и назвать это реформой образования.

PS. На всякий случай — коротко резюмирую: речь о том, что у учителя нет официальных, то есть узаконенных способов воздействия на нерадивых и асоциальных школьников. И страдают как раз нормальные школьники, которые хотят и готовы учиться. И учителя страдают. А вот попробуй поверни это дело такой стороной, попробуй процитировать нужную строчку из трудового договора, про право учителя на соответствующие условия работы — попросту не поймут. Давайте ещё раз: школьник, который во время урока мешает этот самый урок вести, нарушает право учителя на соответствующие условия работы. А заодно, кстати, и права своих одноклассников на получение образования. Того самого, качественного. И это никого из родителей не волнует! Никто не станет добиваться соблюдения этого права своего ребёнка. В лучшем случае переведут в другой класс или в другую школу, но не станут требовать от школьников и их родителей соблюдения и т.д. А почему? Да всё потому же: никто не верит в "бумажные" права. И слишком многие хотят их безнаказанно игнорировать, когда им этого нужно. тем более что — алле-оп! — крайний всё равно учитель. Это ж он не зажёг, не заинтересовал, не подобрал ключик, на колу мочало, начинай сначала.

PPS. Я в курсе, что учителя бывают разные, в том числе есть и такие, кто действительно нарушает права ребёнка. Но речь сейчас не об этом. Пожалуйста.
Tags: школьное, школьные ошибки
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 54 comments