Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Школьные ошибки — 2

Мда, собирался раз в неделю писать, а получается раз в месяц :) Ну ладно, значит, не будет периодичности, а будет как получится.

Итак, сегодня — об ошибке учителей, а именно о легкомысленном отношении к страницам школьников в социальным сетях. Сразу предупреждаю, что, поскольку вопрос дискуссионный, я постараюсь сделать всё для того, чтобы мы не тратили время на бессмысленные споры, но из-за этого предисловие будет куда более объёмным, чем хотелось бы. И сразу поясню: под легкомысленностью я подразумеваю и игнорирование того, что школьники у себя вывешивают, и спокойное отношение к любой глупости или пошлятине.

Предисловие

Простите, придётся начать с общеизвестного и даже общепонятного.

Отношение к общению учителей со школьниками в соцсетях колеблется в разных странах и у отдельных людей в любой стране от безоговорочного отторжения (вплоть до законодательных запретов) до столь же полного принятия (вплоть до создания специальных школьных соцсетей с возможностями заходить туда через аккаунты в ФБ и пр.). У нас в стране, к счастью, никаких законов на этот счёт пока не принимали, а потому, как всегда, разброд и шатание. Поэтому, пожалуйста, давайте не будем обсуждать, стоит или не стоит, надо или не надо: всё равно не договоримся. Вот, если угодно, статья об этом. А я хочу поговорить о другом.

И ещё, пожалуйста, не надо обсуждать, должен ли учитель изучать личные страницы школьников: достаточно того, что у учителя есть такая возможность, причём дети сами эту возможность предоставляют, когда набиваются к учителям в т.н. друзья в соцсетях. А должен или не должен — пока в должностной инструкции не прописали, формально не должен. И всё.

Да, вот что ещё нужно принять во внимание: подавляющее большинство современных учителей и родителей — это всё ещё люди, выросшие до эпохи соцсетей. Да, многие в эти самые сети влились со всею силою, но не до конца понимают, до какой степени открыты миру т.н. личные страницы, отсюда и всякие громкие процессы. {Я сам уже давно научен горьким опытом (меня ученики в начале 2000-х быстро нашли в ЖЖ, да только не сразу признались), а потому все открытые записи в ЖЖ, ВК и ФБ публикую, понимая, что я делаю, а на замки закрытых записей не очень-то надеюсь, поскольку понятно, что порядочных людей сильно меньше, чем людей вообще.} Но речь сейчас о страницах школьников. Они же вроде как должны понимать? Именно "вроде как". На самом деле не понимают. Им даже можно сказать, насколько легко найти что угодно, да хоть показать на примерах — это их ничему не научит, как не учит, скажем, осторожности на дорогах статистика смертности пешеходов.

И на всякий случай вот что: речь пойдёт не об использовании интернета вообще, гаджетов вообще или только соцсетей в обучении — это нечего обсуждать, т.к. в каждой конкретной школе всё зависит от доступности интернета и уровня гаджетов, а также от желания учителей и воли администрации.

Уфф, кажется, всё. Итак: я буду говорить только об одном аспекте: о том, как учителю нужно относиться к самовыражению школьника в соцсетях. Ну, или к тому, что школьник считает самовыражением (хотя в каком-то смысле это тоже оно), т.е. к перепостам.

Проще говоря, как быть, если у школьника на странице учитель видит что-нибудь, по его мнению, неприемлемое?

Здесь, как мне кажется, важно понимать ещё вот что: хотя давно принято разделять виртуальное и реальное общение, в данном случае их следует как раз объединить, понять, что на высоком уровне обобщения они одно и то же, что нет разницы между тем, что школьник сказал в компании одноклассников в школьном кабинете, или в коридоре, или во дворе, тем, что он написал хоть на парте, хоть на заборе, и тем, что он написал или перепостил на своей страничке в ВК или ФБ. Разницы нет потому, что во всех случаях это то, что он захотел (или по каким-то причинам должен был, но чаще всё-таки хотел) сказать или написать. Так вот, таким образом человек демонстрирует свои вкусы, своё чувство юмора, свой интеллектуальный и, уж простите, духовный уровень. И точно так же, как учитель сделает замечание, если услышит в школьных стенах мат или грязную шутку (да, увы, не все учителя это замечание сделают, но сейчас не об этом), логично было бы найти форму выражения того же неприятия и в соцсети. А не получается. Почему? Мне видятся следующие основные причины:

— многие считают, что соцсети — это "другое" (выше я уже объяснил, почему это не так), а стало быть, не надо лезть туда с мерками обычного общения;

— многие исходят из ложного же убеждения в том, что ученик, напросившийся в друзья в соцсети, будто бы доверился учителю, и не надо это доверие подрывать.

Почему я это убеждение считаю ложным, надеюсь, объяснять не надо. Но на всякий случай намекну: если мы разделяем себя в обычной жизни и себя в соцсетях настолько, что готовы прощать там пошлость, глупость, нецензурщину и пр., то тогда какие у нас основания требовать от учеников хоть чего-нибудь? Ну, например, чтобы они школьную почту вовремя проверяли? Нет уж, раз вы такие "френды", то логичнее будет лайкать всю эту пошлятину и кидать ученикам ссылки на готовые домашние задания, которые сам же и задал сегодня на уроке. Нет? Ну, тогда, может быть, и прочее не так уж просто, а?

Короче говоря, мне думается, что учитель всё-таки не должен разделять себя реального и виртуального настолько сильно. Понятно, что, пожалуй, не стоит специально рыться в страницах школьников, выискивать что-то нехорошее и немедленно реагировать. Да и времени не хватит всё просматривать, тем более что вообще-то это забота родителей. Но я убеждён, что учитель, встретив что-то непотребное у своего ученика, не может и не должен это игнорировать. такое игнорирование — ошибка, поскольку учитель, так уж получается, опускается до уровня того же забора и подъезда, если спокойно проходит мимо.

В завершение — как это делаю я: давно создана запись в ВК, и в случае необходимости я даю на неё ссылку тем ученикам, которым, по моему мнению, это нужно прочитать. Вот эта запись:

О т.н. "друзьях" во "ВКонтакте"

На случай, если кто-нибудь обидится, что я его (или её) удалил из "друзей".

Уважаемые школьники и не школьники!

Вы уж не обижайтесь, если я кого-то из вас не добавляю в т.н. "друзья" или удаляю из "друзей", хотя добавил раньше. Причина проста: я не желаю видеть в своей ленте новостей ни мутной пошлятины, ни немотивированной матерщины - не желаю просто потому, что мне лично это противно. И если кто-то из вас почему-либо считает, что пошлость и мат ему так уж нужны именно на его стене, то, с одной стороны, не моё дело указывать кому бы то ни было из вас, какой именно информационный мусор вам должен быть нужен по каким бы то ни было соображениям, а с другой стороны, моё право решать, что я хочу и чего не хочу читать и созерцать, открывая вкладку "мои новости".
Tags: школьное, школьные ошибки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 37 comments