Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Ну вот опять

Всё, что сказано ниже, есть личные мнения и ощущения, не претендующие ни на что. В сущности, учительский лытдыбр и некоторые соображения по случаю.

Снова девятый класс, и снова моя вечная боль.

В программе девятого класса есть два великих текста: "Горе от ума" и "Евгений Онегин". Да, есть ещё "Герой нашего времени" и "Мёртвые души", но, во-первых, с прозою справляться проще, а во-вторых, "Герой нашего времени" — книга сильная, но великой я бы её не назвал, а "Мёртвые души" — эпос как он есть, пусть и с авторскими претензиями на поэму, и самое сложное там всё-таки именно красота стиля, каковую средний школьник не берёт, и жаль, что не берёт, но и только.

Великие же — именно эти два текста.

В первую очередь, это такие стихи, что "всяк голову повесь". Гений Грибоедова, уложившего в стихи разговорную прозу, был по достоинству оценён уже Пушкиным, да и вообще о том столько сказано, что я ничего не прибавлю. О пушкинских стихах в ЕО тоже давно и всё сказали.

Кроме того, "Горе от ума" в русской драматургии — это, если я правильно понимаю, что-то вроде "Гамлета" в Англии. Нет у нас пьес сильнее, лучше, да к тому же позволяющих настолько разнообразно трактовать. Ну, или я таких пьес не знаю. (Недаром же над "Горем от ума" в двухтысячные годы принялись издеваться все, кому не лень. Вот я сейчас опять пытался посмотреть спектакль Меньшикова и бросил на появлении Софьи: не понимаю я этих телодвижений. Тупой, наверное.)

Ну а с ЕО всё ещё сложнее: Чацкого достаточно отодвинуть от Чаадаева и декабристов, чтобы на уроке возник преинтереснейший разговор о любви, а "Евгения Онегина" надо сначала прочесть раза три хотя бы, да многое понять в тексте хотя бы на бытовом уровне ("облатка розовая сохнет на воспалённом языке" и вот это вот всё), а потом и на уровне историко-культурного контекста, и лишь после этого имеет смысл подступаться к тексту на уровне обсуждения, если только не обнаружишь, что отведённое на роман время окончилось, а ты так и не вылез из памперсов "энциклопедии русской жизни", причём ученики большей частью и до этих памперсов не доросли.

И вот каждый раз, работая с девятым классом, я снова живу в этих двух великих текстах, которые так давно знаю и люблю, и снова чуть не задыхаюсь от осознания огромности материала, который не влезет в программные часы ни за что.

И некуда деться. Легко мог бы вести годовой факультатив и по "Горю от ума", и по "Евгению Онегину", и материала хватило бы. Но никто мне на такие факультативы часов не даст, и учеников в рамках своей школы не наберу.

Так и хожу один со своей любовью, которой невозможно поделиться.
Tags: личное, учительское
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 26 comments