Райский Сергей Игоревич (rayskiy_sergei) wrote,
Райский Сергей Игоревич
rayskiy_sergei

Сезонное, то бишь об экзаменах: обыски на входе

Вот дискуссия о списывании, бурлившая в моём ЖЖ почти девять лет назад.

А вот полуторалетней давности спор о том, можно ли вообще обойтись без экзаменов.

Это я к чему? Сегодня коллега написала в ФБ, что ей тяжело видеть, как проводят металлоискателем вдоль тел девятиклассников, идущих на экзамен. Ну, мы там дискутируем. Мои оппоненты говорят об унижении чувства собственного достоинства школьников, о презумпции виновности. Группа закрытая, не могу дать ссылку, так что просто процитирую свои комментарии (слегка отредактированные, конечно, т.к. они вырваны из контекста беседы):

Выше совершенно справедливо заметили, что не возмущаемся же мы, когда проходим через такую же процедуру в аэропорту. Аналогия с аэропортом, по-моему, идеальная. Кстати, там даже более жёстко: снять обувь, снять ремень... И ничего, никто не протестует. Мне лично это не нравится, но причины понимаю.
В общем, не стоит демонизировать ситуацию: да, это борьба с тотальным списыванием. Хорошо, что она есть.

"При желании можно обнаружить и пресечь нечестность и без тотального шмона"? — Наверное, можно, но, во-первых, хотелось бы понять, как именно, а во-вторых, не уверен, что здесь уместно именно слово "шмон": не вижу оснований для сопоставления школьников с заключёнными. И разве не имеет значения основное: приучить школьников к тому, что экзамен — это честная проверка знаний?

Некоторые говорят, что детям надо доверять. Но это доверие уже привело к тотальному списыванию, так что, увы, уж лучше драконовские меры. Ну, или экзамен отменить совсем.

И ещё одно: по-моему, в возникающей жалости играет роль привычная многим логическая подмена: "дети". Да какие они дети? Они уже граждане РФ, с паспортами, с уголовной ответственностью и пр. А многие их готовы до 30 лет детьми называть. Не надо.

UPD. Унижает ли учитель достоинство учеников, когда, проводя контрольную работу, следит за учениками, не позволяя списывать? Когда требует убрать учебники и телефоны? Когда не разрешает разговаривать и переписываться? Если да, то хочу увидеть идеальную школу, в которой всё построено на доверии и никто не списывает (ну или учителя безошибочно определяют списанные работы). Если нет, то не понимаю претензий к металлоискателю.

Дальше: ученик, пойманный на списывании, унижен учителем? Если да, то мне нечего сказать. Если нет, то какие претензии к металлоискателю?

И последнее: унижает ли ученика требование самостоятельности в учебной работе? Если да, то я с другой планеты. Если нет, то какие претензии к металлоискателю?

Учитель, идущий вдоль парт и внимательно смотрящий за учениками во время контрольной работы, увидевший телефон сквозь карман (а это нетрудно: контуры уж больно чёткие) и потребовавший этот самый телефон убрать, отличается от металлоискателя только технически.

UPD2. Презумпция виновности? Пусть так. Но тогда и контролёры в автобусе — презумпция виновности, однако почему-то никто не возмущается. И "пересчитывайте деньги, не отходя от кассы" — презумпция виновности. Так бог знает до чего можно договориться. Есть проблема: многие оставленные без контроля школьники станут нарушать правила. Есть решение проблемы: запретить списывание, не дать списать, в частности, запретить проносить на экзамен гаджеты, и проверять на входе, выполнено ли это требование. Кого и почему это унижает? Я уже теряюсь, право слово: а проверять при входе в школу, есть ли сменная обувь, это тоже презумпция виновности?

В общем, странно всё это. Мне кажется, если что-то и осталось в современном школьном образовании такое, что может заставить школьников учиться, то это как раз экзамены, на которых нельзя или очень сложно и опасно списывать. Так уж лучше пусть металлоискатели и полиция, чем повальное списывание, поощряемое самими учителями, как это было раньше.

UPD3. Поразмыслив, сформулировал, как мне кажется, внятный ответ.

1) Когда во время экзамена кого-то вдруг выводят за попытку использовать телефон, это стресс для всех в этой аудитории, и после такого не всякий легко вернётся к работе. Так что проверка на входе — это защита прежде всего нормальных, честных ребят от таких ситуаций. В этом нет унижения — это защита нормальных, нужная для того, чтобы им не пришлось на экзамене пережить потрясение. Опять вернусь к аналогии с аэропортом: если в самолёте прогремит взрыв, никому не станет легче от того, что в аэропорту никого не проверяли, исходя из презумпции невиновности. Пусть ищут как можно тщательнее!

2) Всё-таки многие школьники и правда не настолько взрослые, чтобы осознавать свою ответственность, так что эта проверка — ещё и своего рода "защита от дурака": пусть лучше ему на входе скажут, что он "забыл" сдать телефон, чем потом поймают во время экзамена и отправят домой с нулём баллов.

3) Исходя из этого, не стоит, как мне думается, говорить о презумпции виновности, потому что это скорее не "подозреваем всех", а "спрашиваем каждого: ты нормален или нет?"

4) Следовательно, школьников на это надо настраивать так, чтобы они ждали не унижения, которого нет, а обычной проверки, которая должна позволить им спокойно сдать экзамен.
Tags: школьное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments